Biografii.net
Все знаменитости

Александр Роу – биография, фото, личная жизнь, фильмография

    599

    15

    0

    8 минут

Поделиться с друзьями

Александр Роу – биография, фото, личная жизнь, фильмография i

Александр Роу: биография

Великий советский сказочник Александр Роу – пожалуй, более точно охарактеризовать режиссера невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию родителей.

Детство и юность

Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец – ирландец, прибывший в Россию для налаживания работы мукомольного производства. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий.

Режиссер Александр РоуРежиссер Александр Роу

В 1914 году глава семейства неожиданно оставляет тяжело болеющую женщину и десятилетнего сына в России, а сам покидает страну. До сих пор неизвестны причины такого поступка, но обратно уроженец Ирландии так и не вернулся.

Мальчику пришлось несладко. Маленький Саша вынужден зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Роу продавал мыло и гребешки, помогал в местном церковном приходе. В 1915 году мама с сыном перебираются в Сергиев Посад, где Александр оканчивает школу.

Александр Роу в детствеАлександр Роу в детстве

После семилетки Роу поступает в экономический техникум, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду.

Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжатся до 1934 года. Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова.

Александр Роу в молодостиАлександр Роу в молодости

По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).

Фильмы

Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические решения волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослого кинолюбителя.

Кадр из фильма Александра Роу «По щучьему веленью»
Кадр из фильма Александра Роу «По щучьему веленью»

Вся творческая режиссерская карьера Роу связана со сказками, как русскими народными, так и авторскими. Режиссер перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы в мультфильмах, а живые люди - актеры.

Александр Артурович слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в сказке «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.

Змей Горыныч в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная»Змей Горыныч в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная»

Коллеги вспоминают, что Роу с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами.

Георгий Милляр, непревзойденная Баба-Яга советской сказки, мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы».

Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма «Василиса Прекрасная»Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма «Василиса Прекрасная»

Милляр рассказывал, что сам предложил свою кандидатуру на роль сказочной злодейки.

«Ни одна женщина не позволит себя так изуродовать, только отвернешься, а она уже губы подкрасит», – смеялся актер.

Еще одним открытием Роу стала Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко». Актриса вспоминала, что беспрекословно исполняла указания строгого с виду режиссера. Когда на площадке неожиданно не оказалось яблок, которые героиня с аппетитом должна есть в кадре, Чурикова, не поморщась, сжевала луковицу.

Инна Чурикова в фильме Александра Роу «Морозко»Инна Чурикова в фильме Александра Роу «Морозко»

«Морозко» - несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.

Открыл для советского зрителя Роу и имя Алексея Катышева, который не относился к профессиональным актерам и работал на съемочной площадке. После смерти режиссера судьба молодого человека сложилась не совсем удачно.

Алексей Катышев в фильме Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса»Алексей Катышев в фильме Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса»

В биографии кинематографиста случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства, и тем более, не до сказок. Финансирование отсутствовало.

Александр Роу на съемках фильма «Варвара Краса Длинная коса»Александр Роу на съемках фильма «Варвара-краса, длинная коса»

В этот период Роу пробует таланты в документалистике, снимая фильм о лагере «Артек». Им же создан стереофильм, идеей съемки которого вдохновился И.В. Сталин. Однако кинотеатров, технически приспособленных для показов, в стране не было.

Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. К слову сказать, всю свою жизнь Александр Артурович, не смотря на зарубежные корни, считал себя русским.

Александр Роу на съемках фильма «Золотые рога»Александр Роу на съемках фильма «Золотые рога»

Сюжеты картин построены исключительно на основе русских сказок и произведений, таких, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Майская ночь, или Утопленница». Пожалуй, одним из немногих исключений стала экранизация повести Вахтанга Ананяна «На берегу Севана», действие в которой происходит в Армении.

Личная жизнь

Александр Роу не относился к любителям афишировать подробности личной и семейной жизни. Первой женой великого сказочника стала актриса Елена Савицкая. Супруги, к сожалению, не прожили долго вместе. Для яркой искрометной актрисы брак с режиссером стал третьим по счету. Две творческих личности не смогли ужиться.

Елена Савицкая, первая жена Александра РоуЕлена Савицкая, первая жена Александра Роу

Во время съемок «Василисы Прекрасной» режиссер встретил вторую супругу – Ирину Зарубину. В браке с актрисой в 1940 году появилась дочь Татьяна. Больше детей у четы не было.

Режиссер обожал путешествовать. Кроме того, что Роу посещал города Союза во время съемок, он побывал в рекордном количестве африканских стран. Упоминается о курьезном случае, когда в режиссера влюбилась африканская принцесса и выразила желание стать его женой.

Ирина Зарубина, вторая жена Александра РоуИрина Зарубина, вторая жена Александра Роу

Роу в замешательстве заметил, что немолод и уже женат, но темнокожая красавица заявила, что в ее стране позволено иметь несколько спутниц жизни.

Продолжал режиссер поездки и во время болезни. На беспокойство жены неизменно отвечал, что ради увиденного не жалко и умереть.

Смерть

На склоне жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист – Ясный Сокол». К сожалению, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года по естественным причинам Александр Роу скончался в столице.

Могила Александр РоуМогила Александр Роу

Уже после его смерти Геннадий Васильев на основании набросков Александра Артуровича поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.

Фильмография

  • 1938 - «По щучьему веленью»
  • 1939 - «Василиса Прекрасная»
  • 1941 - «Конёк-Горбунок»
  • 1945 - «Кащей Бессмертный»
  • 1952 - «Майская ночь, или Утопленница»
  • 1954 - «Тайна горного озера»
  • 1958 - «Новые похождения Кота в сапогах»
  • 1959 - «Марья-искусница»
  • 1960 - «Хрустальный башмачок»
  • 1961 - «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 1963 - «Королевство Кривых Зеркал»
  • 1964 - «Морозко»
  • 1968 - «Огонь, вода и медные трубы»
  • 1969 - «Варвара-краса, длинная коса»
  • 1972 - «Золотые рога»
  • 1975 - «Финист — Ясный Сокол»

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0