Biografii.net
Все знаменитости

Анатолий Эфрос – биография, фото, личная жизнь, фильмы

    667

    14

    0

    7 минут

Поделиться с друзьями

Анатолий Эфрос – биография, фото, личная жизнь, фильмы i

Анатолий Эфрос: биография

Анатолий Васильевич Эфрос был театральным режиссером и преподавателем из СССР, который был награжден званием заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он родился в Харькове 3 июля 1925 года в семье еврейских родителей, и его первоначальное имя было Натан Исаевич. Отец Анатолия работал инженером на авиазаводе, а мать занималась переводом технической литературы. Во время Второй мировой войны семья была эвакуирована за Волгу, и в Перми Анатолий начал работать на производстве вместе с отцом.

Портрет Анатолия ЭфросаПортрет Анатолия Эфроса

Кроме фабрик, во время эвакуации было много творческих групп из Москвы, включая театр Моссовета. Из-за своей страсти к театральному искусству, Анатолий, который читал книги Станиславского и интересовался первыми постановками МХАТа, решил воспользоваться этой возможностью и в 1943 году поступил в студию Юрия Завадского, которая была открыта при театре Моссовета. Талантливый молодой человек хотел большего, чем быть актером, и через год перевелся на факультет режиссуры ГИТИСа на курс Н. В. Петрова и М. О. Кнебель.

Театр

После окончания театрального института, Эфрос начал свою карьеру в 1951 году с постановки спектакля «Прага остается моей», который был показан в Московском дворце железнодорожников. Вскоре после этого состоялась премьера второй постановки Анатолия Васильевича под названием «Приезжайте в Звонковое» на сцене Московского областного драматического театра. После этого Эфрос получил должность режиссера-постановщика в местном драматическом театре в Рязани.

Анатолий Эфрос на репетицииАнатолий Эфрос на репетиции

В 1954 году Анатолий вернулся в столицу и начал работать в Центральном детском театре, который возглавляла Мария Кнебель - бывший педагог Эфроса. Получив свободу действий, молодой режиссер превратил забытый детский театр в популярный молодежный театральный коллектив. Он сосредоточился на постановках для подростков, включив в репертуар пьесы современных драматургов, таких как Виктор Розов и Александр Хмелик.

Анатолий ЭфросАнатолий Эфрос

На сцене ЦДТ выступают молодые актеры Олег Ефремов, Олег Табаков и Лев Дуров в спектаклях "В добрый час!", "В поисках радости", "Неравный бой" и "Перед ужином". В своем творчестве Эфрос всегда придерживался принципов Станиславского и боролся с "театральностью". Спектакли Эфроса были уникальными и искренними, захватывая зрителей.

Анатолий Эфрос за работойАнатолий Эфрос за работой

В 1963 году режиссора переводят в театр Ленинского комсомола, который, также как и ЦДТ в начале 50-х, находился в состоянии творческого застоя. Вокруг режиссора собирается целый ряд будущих звезд советского театра и кино: Валентин Гафт, Анна Дмитриева, Александр Збруев, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Ольга Яковлева. Кроме современной драматургии - "В день свадьбы", "104 страницы про любовь", "Мой бедный Марат", "Снимается кино..." - режиссер берется за произведения Антона Чехова и Михаила Булгакова.

Леонид Каневский, Лев Дуров, Анатолий Эфрос и Андрей МироновЛеонид Каневский, Лев Дуров, Анатолий Эфрос и Андрей Миронов

Театральное руководство считало постановку "Чайки" 1966 года неудачной, и спектакль был запрещен через год. В том же году Эфрос переехал в Театр на Малой Бронной, который руководил Андрей Гончаров. Некоторые актеры, с которыми работал Анатолий Васильевич в Ленкоме, остались там, а 10 человек, включая Льва Дурова и Ольгу Яковлеву, ушли вместе с режиссером.

Анатолий Эфрос и Ольга ЯковлеваАнатолий Эфрос и Ольга Яковлева

Еще одна постановка "Три сестры" Чехова была запрещена на новом месте. Второй спектакль Эфроса, основанный на пьесе Радзинского "Обольститель Колобашкин", также был отвергнут. Однако новый художественный руководитель театра А. Дунаев помог режиссеру проявить свой талант в классическом репертуаре.

Анатолий Эфрос и Эдвард РадзинскийАнатолий Эфрос и Эдвард Радзинский

В конце 1960-х годов Анатолий Васильевич создал несколько театральных шедевров, таких как "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Месяц в деревне", "Женитьба" и два разных спектакля "Дон Жуан". Театр Эфроса стал феноменом и театральной школой. В это время он начал преподавать в ГИТИСе и написал несколько книг, включая "Репетиция - любовь моя", "Профессия: режиссер", "Продолжение театрального рассказа" и "Книга четвертая", в которых не только описывает свою биографию, но и делится своим режиссерским опытом и сценическими находками.

Книги Анатолия ЭфросаКниги Анатолия Эфроса

В 1979 году Анатолий Эфрос столкнулся с творческим кризисом после неудачной постановки спектакля "Дороги" по роману "Мертвые души" Николая Гоголя. Его новая постановка "Три сестры", которая была выпущена в 1982 году, не получила признания у публики. В 1984 году, по инициативе дирекции театра на Малой Бронной, Эфрос был уволен из штата, и он перешел в театр на Таганке.

Спектакль Анатолия Эфроса Спектакль Анатолия Эфроса «Вишневый сад»

Новый режиссер не смог установить связь с труппой Любимова. Юрий Петрович, который был вынужден уйти из должности из-за конфликта с властью и находился за границей, назвал Эфроса предателем в своем выступлении перед зарубежной прессой. Актеры театра на Таганке поддержали Анатолия Васильевича, учителя, негласным бойкотом.

Некоторые из первых постановок режиссера, включая "На дне", "У войны не женское лицо" и "Вишневый сад", провалились на новом месте из-за равнодушия актеров. Однако, в такой напряженной ситуации режиссер не мог уйти, так как не было другого места для него.

Фильмы

Анатолий Эфрос, помимо работы в театре, создал несколько телеверсий лучших спектаклей и снял несколько художественных фильмов. Благодаря телеспектаклям, таким как «Борис Годунов», «Месяц в деревне», «Страницы журнала Печорина», «Таня», «Ромео и Джульетта», «Буря», «Тартюф», последующие поколения театралов могли познакомиться с творчеством режиссера и увидеть на собственные глаза те спектакли, которые в 60-е и 70-е годы проходили в Москве при аншлагах.

Анатолий Эфрос снял всего 5 фильмов, которые стали частью истории кинематографа: «Шумный день», «Високосный год», «Двое в степи», «Фантазия» и «В четверг и больше никогда». Последняя картина была выпущена в 1977 году. В актерском составе были звезды, как обычно у Эфроса: Любовь Добржанская, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский и Вера Глаголева. Музыку для драмы написал классик XX века - Дмитрий Шостакович.

Личная жизнь

Творчество было главным в жизни Анатолия Эфроса, не оставляя места для личной жизни. В начале 50-х годов он создал семью, женой которой стала Наталья Крымова, театральный критик. В 1954 году у них родился сын Дмитрий, который закончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ в 1976 году и работал в театре. В 90-е годы он начал заниматься живописью.

Анатолий Эфрос с женойАнатолий Эфрос с женой

Кроме семейных связей, Анатолию Эфросу приписывали роман с театральной актрисой Ольгой Яковлевой. Никто, кроме них, не знал, были ли у режиссера и его музы близкие отношения. Ольга Яковлева также была занята - когда ей было 18 лет, она вышла замуж за советского футболиста, звезду 50-х годов Игоря Нетто, и жила с ним до его смерти.

Смерть

Анатолий Эфрос испытывал сильное эмоциональное напряжение в последние годы своей жизни из-за конфликта на Таганке. Этот стрессовый период продолжался три года и привел к развитию сердечной недостаточности у режиссера.

Могила Анатолия ЭфросаМогила Анатолия Эфроса

Анатолий Васильевич скончался 13 января 1987 года после инфаркта. Его похоронили на Кунцевском кладбище. Многие театральные деятели до сих пор считают, что переход Эфроса в театр на Таганке был его фатальной ошибкой.

Фильмография

  • «Шумный день» — 1960
  • «Високосный год» — 1962
  • «Двое в степи» — 1964
  • «Фантазия» — 1976
  • «В четверг и больше никогда» — 1977

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0