Все знаменитости
Анри Матисс – биография, фото, личная жизнь, картины, произведения
667
12
0
9 минут
Анри Матисс: биография
Картины Анри Матисса впечатляют своей необычностью благодаря яркости цветов, простоте техники и выразительности. Этот французский художник, лидер фовизма, исследовал множество направлений в изобразительном искусстве, прежде чем нашел свой собственный стиль, который отличается "диким" характером.
Детство и юность
Во Франции, в маленьком северном городке Ле-Като-Камбрези, родился в 1869 году первенец в семье успешного торговца зерном, которого назвали Анри Эмиль Бенуа Матисс. Его мать любила роспись керамических изделий, и, возможно, это увлечение передалось ему по наследству, несмотря на то, что первый наследник в семье обязан был продолжить дело отца.
Художник Анри Матисс
Анри был подготовлен к будущему тщательно, он закончил школу и лицей. Затем он, несмотря на протесты главы семьи, отправился в Париж, чтобы изучать юридические науки. После получения диплома, который не имел никакого отношения к искусству, он вернулся домой и работал клерком несколько месяцев.
Болезнь определила будущее. В 1889 году началась творческая жизнь талантливого художника Анри Матисса, после того как он перенес операцию на аппендицит.
Автопортрет Анри Матисса
Два месяца прошло восстановление после операции. Чтобы избежать скуки у сына, мама принесла в больницу рисовальные принадлежности, и Матисс начал копировать цветные открытки с полной самоотдачей. В это время молодой человек окончательно осознал, чему он хочет посвятить свою жизнь.
Живопись
Желание стать студентом Школы изящных искусств в столице было трудно осуществить. Анри провалил свой первый экзамен, поэтому ему пришлось сначала учиться в других учебных заведениях, где он изучал основы живописи. Тем не менее, в 1895 году он наконец-то смог поступить в желанную Школу искусств вместе с будущим знаменитым художником Альбером Марке Матиссом и стал учеником мастерской Гюстава Моро.
Художник Анри Матисс
В начале своей творческой деятельности Анри Матисс интересовался современным искусством, а также японским направлением. Моро, который был символистом, отправлял своих учеников в Лувр, чтобы они научились "играть цветом", а Анри пытался подражать классическим произведениям искусства, копируя картины. Мастер учил своих учеников "мечтать о цвете", и именно отсюда у Матисса возникла страсть к поиску подходящих оттенков для передачи эмоций.
Картина Анри Матисса «Бутылка схидама»
Уже в раннем творчестве можно было заметить сочетание учений Моро с заимствованными элементами у известных художников. Например, натюрморт "Бутылка схидама" имеет неоднозначный стиль: с одной стороны, темные оттенки напоминают Шардена, а широкие кисточные движения и сочетание черного с серебристым - Мане. Впоследствии Анри признавался:
«Я воспринимаю экспрессивную сторону цвета чисто интуитивно. Передавая осенний пейзаж, я не стану припоминать, какие оттенки цвета подходят к этому времени года, меня будут вдохновлять только ощущения осени… Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту».
Художник быстро устал от изучения классического искусства и обратился к импрессионистам, особенно восхищаясь работами Винсента ван Гога. В начале своей карьеры цвета были тусклыми, но со временем стали более яркими, и его стиль стал уникальным. В 1896 году его первые работы начали появляться в художественных салонах.
Первая личная выставка не вызвала восторга у ценителей искусства. Анри Матисс решил уехать из Парижа на север, где попробовал технику точечных мазков. В это время он создал свой первый шедевр - "Роскошь, покой и наслаждение". Однако, он не чувствовал себя комфортно в этом стиле письма.
Картина Анри Матисса «Женщина в шляпе»
В 1905 году художник Матисс возглавил революцию в искусстве. Вместе с группой единомышленников он создал новый стиль живописи, который получил название фовизм. На осенней выставке зрители были потрясены энергией красок. Анри представил две свои работы: портрет "Женщина в шляпе" и картину "Открытое окно".
Художников охватила волна недовольства, гости выставки не могли понять, как можно нарушать все традиции изобразительного искусства. Основателей стиля назвали фовистами, то есть дикими людьми.
Картина Анри Матисса «Радость жизни»
Однако, такое внимание, хоть и отрицательное, принесло Матиссу популярность и выгоду: его картины стали пользоваться популярностью у поклонников, которые с радостью их покупали. Например, американская писательница Гертруда Стайн сразу же на выставке приобрела картину "Женщина в шляпе", а знаменитый коллекционер Лео Стайн купил полотно "Радость жизни", которое появилось в 1906 году.
Позже произошло важное событие - художник познакомился с Пабло Пикассо, который еще не был известен. Они стали друзьями на десятилетия, в течение которых они соревновались друг с другом в искусстве. Пикассо говорил, что если кто-то из них умрет, это будет невосполнимая потеря, потому что больше некому будет так бурно обсуждать творческие вопросы.
Картина Анри Матисса «Танец»
Для Сергея Щукина, мецената, Матисс написал две известные картины - "Танец" и "Музыка". Россиянин заказал эти полотна для своего дома в Москве. Цель художника при работе над эскизами была создать такое произведение, которое бы дарило чувство облегчения и покоя тем, кто посещает особняк. Интересно, что сам Матисс контролировал монтаж картин и приехал в Россию, где его встретили с восторгом. Художника впечатлила коллекция старинных икон хозяина дома и простота российского народа.
По-видимому, художник получил хороший гонорар, так как сразу отправился в путешествие. Он посетил восточную сказку Алжира и, вернувшись домой, начал работать над картиной "Голубая обнаженная". Это путешествие оставило неизгладимое впечатление на Матисса, и его творчество начало появляться новыми элементами. Он начал создавать литографии, гравюры на керамике и дереве.
Картина Анри Матисса «Голубая обнаженная»
Привлекательность Востока не отпускала француза, который продолжал знакомиться с Африкой, после поездки в Марокко. Затем он отправился в путешествие по Европе и Америке. В это время его творчество постепенно теряло черты фовизма, наполняясь тонкостью и особой глубиной, появлялась связь с природой.
В период Второй мировой войны художника диагностировали онкологию, после операции он потерял способность к передвижению. В это время Матисс создал новое направление в искусстве декупажа, которое основывалось на создании картин из кусочков окрашенной бумаги.
Скульптор Анри Матисс
Анри Матисс завершил свою творческую карьеру проектом по оформлению женского монастыря в Вансе. По слухам, ему было предложено только отредактировать витражные наброски, но он с радостью принялся за работу и создал полный проект. Кстати, эту работу художник считал своим лучшим творением и неким знаком судьбы на закате своей жизни.
Личная жизнь
Три женщины украсили личную жизнь Анри Матисса. В 1984 году модель Каролина Жобло родила дочь Маргариту, которая стала первым ребенком художника. Но Анри женился не на ней.
Анри Матисс с женой и дочерью Маргаритой
Амели Парейр стала официальной женой художника, которого он познакомился на свадьбе своего друга. Она была подружкой невесты и случайно сидела рядом за столом с Анри. Они влюбились друг в друга с первого взгляда, и молодой человек начал проявлять к ней внимание. Амели была первым человеком, который полностью верил в его талант.
Анри Матисс и Амели Парейр
Перед свадьбой жених сказал невесте, что работа будет иметь первостепенное значение в его жизни. Даже во время медового месяца пара отправилась в Лондон, чтобы изучить творчество Уильяма Тернера.
Жан-Жерар и Пьер были рождены в браке, а Маргарита была принята ими на воспитание. В течение многих лет жена и дочь были главными моделями и музами художника. Одна из известных картин, посвященных жене, называется "Зеленая полоса" и была написана в 1905 году.
Картина Анри Матисса «Зеленая полоса» и Амели Парейр
Тогдашние ценители искусства были поражены "уродливостью" портрета любимой женщины. Зрители считали, что фовист переборщил с яркостью красок и откровенной правдивостью.
В период наивысшей популярности в 1930-х годах художнику требовался помощник. Матисс переехал в Ниццу со своей семьей. Однажды в их доме появилась молодая российская эмигрантка Лидия Делекторская, которая стала секретарем художника. Сначала жена не видела в девушке никакой угрозы, так как муж не любил светловолосых женщин. Но ситуация резко изменилась, когда Анри случайно увидел Лидию в спальне своей жены и начал рисовать ее.
Анри Матисс и Лидия Делекторская
После этого Амели развелась с известным мужем, а Дилекторская стала последней музой Матисса. Неизвестно, была ли это любовь или пара ограничивалась только работой вместе. Среди множества рисунков и картин, на которых изображена Лидия, выделяется полотно "Одалиска. Голубая гармония".
Смерть
В 1954 году 1 ноября Анри Матисса перенес микроинсульт, а через два дня он умер. По легенде, Дилекторская посетила художника в его спальне перед его смертью и сказала:
«В другой день вы бы сказали: давайте карандаш и бумагу».
Анри с улыбкой ответил:
«Давайте карандаш и бумагу».
Произведения
- 1896 – «Бутылка схидама»
- 1905 – «Радость жизни»
- 1905 – «Женщина в шляпе»
- 1905 – «Зеленая полоса»
- 1905 – «Открытое окно в Коллиуре»
- 1907 – «Голубая обнаженная»
- 1908 – «Красная комната»
- 1910 – «Музыка»
- 1916 – «Купальщица у реки»
- 1935 – «Розовая обнаженная»
- 1937 – «Женщина в фиолетовом пальто»
- 1940 – «Румынская блуза»
- 1952 – «Грусть короля»