Biografii.net
Все знаменитости

Антонио Вивальди – биография, фото, личная жизнь, произведения

    639

    11

    0

    10 минут

Поделиться с друзьями

Антонио Вивальди – биография, фото, личная жизнь, произведения i

Антонио Вивальди: биография

Итальянский музыкант Антонио Лучиано Вивальди был композитором, дирижером, педагогом и виртуозным скрипачом. Он написал 500 концертов для соло инструментов и оркестра, 90 опер и был гением своего времени. Несмотря на это, его произведения были забыты на протяжении 200 лет.

4 марта 1678 года в Венеции родился Антонио. Его отец Джованни Баттиста Вивальди был цирюльником и музыкантом, а мать - Камилла. Джованни родом из Брешии, но в 10 лет переехал в Венецию вместе с матерью. В то время цирюльники не только занимались бритьем, стрижкой, завивкой и укладкой волос клиентов, но и развлекали их музыкой.

Антонио Вивальди в молодостиАнтонио Вивальди в молодости

Вивальди-старший был парикмахером и скрипачом одновременно. Джованни присоединился к оркестру в капелле Собора Святого Марка и был одним из основателей музыкального общества. Его имя также указано на титульном листе оперы, которая была написана в 1689 году.

Джованни Легренци, композитор и автор опер, был директором упомянутого общества. Биографы Вивальди пришли к выводу, что отец Антонио передал ему любовь к скрипке, свои навыки, идеальный слух и мастерство игры, что помогло ему в первых шагах на музыкальном поприще. Также есть версия, что юный Антонио обучался у Джованни Легренци.

Из-за обстоятельств рождения Вивальди-младшего была установлена точная дата его рождения. Ребенок появился на свет на седьмом месяце беременности, поэтому акушерка посоветовала сразу же крестить его на случай внезапной смерти. Через несколько часов после рождения младенца его уже окрестили, что подтверждается записью в церковной книге.

Церковь, где был крещён Антонио ВивальдиЦерковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди

По преданию, в тот день в Венеции произошло землетрясение, и младенец родился раньше срока. Камилла, как говорят, дала обет передать своего сына священникам, если он выживет. Невероятно, но Антонио выжил, хотя был хилого здоровья и тонкого телосложения.

У мальчика были проблемы с передвижением из-за астмы, и ему было запрещено играть на духовых инструментах. Однако он мог играть на своей любимой скрипке, которую он имел с детства, и с 10 лет он заменял своего отца в капелле Святого Марка, становясь будущим маэстро.

Собор святого Марка в ВенецииСобор святого Марка в Венеции

С 13 лет молодой Вивальди работал "вратарем" в соборе, открывая двери храма. Позже он был посвящен в несколько более высоких должностей в церкви. Антонио служил мессу только один раз, так как его здоровье было слабым, и это дало ему возможность посвятить себя музыке.

В прошлом венецианские священники занимались написанием концертов и духовной музыки, а также служили Богу. Это было так же естественно, как наличие музыкальных инструментов в каждой парикмахерской. В XVII веке Венецианская республика была одной из самых просвещенных и культурных стран в мире, и в области оперы, светской и духовной музыки она задавала тон остальной Европе.

Музыка

В 25 лет Вивальди начал преподавать игру на скрипке в Ospedale della Pietà - консерватории в Венеции. В то время консерватории были школами-приютами, где сироты и дети, чьи родители не могли их обеспечить, получали образование. Эти школы финансировались из средств республики.

Консерватория «Пиета» в ВенецииКонсерватория «Пиета» в Венеции

Приюты, где содержались девочки, фокусировались на гуманитарных дисциплинах, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам же, которых готовили к торговле и ремеслу, преподавали точные науки.

Антонио Вивальди стал учителем скрипки для девочек в приюте, а затем преподавал альт. Его обязанности включали ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов для каждого церковного праздника. Кроме того, учитель лично занимался музыкой, игрой на инструментах и вокалом с сиротами, репетировал и оттачивал мастерство девочек.

С 1703 года по 1740 год Вивальди работал в Pietà, за исключением перерыва в 8 лет с 1715 по 1723 годы. С 1713 года он стал директором консерватории. За все эти годы композитор неустанно трудился и написал более 60 произведений только для приюта, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых и оркестровых выступлений.

В 1705 и 1709 годах были опубликованы два тома Вивальди, каждый из которых содержал 12 сонат. В 1711 году были выпущены 12 концертов под названием "Гармоническое вдохновение". В те же годы Вивальди стал известен за пределами Италии благодаря своему таланту. В 1706 году он выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Вивальди посвятил 12 сонат.

В 1712 году музыкант встретился с Готфридом Штельцелем, немецким композитором, а через пять лет Вивальди переехал в Мантуи на три года по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.

Антонио ВивальдиАнтонио Вивальди

Начиная с 1713 года, композитор заинтересовался светской оперой, которая была новым видом музыкального искусства для него. Первой оперой, написанной Вивальди, была "Оттон на вилле". Его талант был замечен импрессарио и меценатами, и вскоре он получил заказ на новую оперу от владельца театра Сан-Анджело.

Композитор заявил, что в период с 1713 по 1737 год он создал 94 оперы, но только 50 партитур с подтвержденным авторством Вивальди сохранились до наших дней. Оперы автора имели ошеломляющий успех, но слава Вивальди была недолгой. Венецианская публика, знакомая с музыкой, вскоре нашла новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.

В 1721 году музыкант посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год он проживал в Риме, где создавал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для священнослужителя-музыканта это было огромным почетом.

В 1723-1724 годах Вивальди создал известные концерты, которые неправильно называются "Времена года" в СНГ (правильное название - "Четыре времени года"). Каждый из скрипичных концертов посвящен одному из времен года: весне, зиме, лету и осени. Большинство критиков и исследователей считают эти концерты вершиной творчества маэстро.

Гениальные произведения музыки отражают процессы и явления, свойственные каждому сезону, что делает их революционными. В музыке для скрипки можно услышать звуки бури, лая собак, писка комаров, шум ручьев, голоса детей, пение птиц разных пород и даже звук падения конькобежца на льду.

Австрийский император Карл VIАвстрийский император Карл VI

Путешествия и гастроли привели маэстро к знакомству с Карлом VI, императором Австрии. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними возникли дружеские отношения. Удивительно, но по мере уменьшения популярности музыки композитора в его родном городе Венеции, его слава росла в Европе, в дворах французского и австрийского королей.

К веку окончания, удача покинула блестящего композитора, и он вынужден был продавать свои сонаты за копейки, чтобы не жить в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, которые перестали любить его творения, Антонио Вивальди решил переехать в Вену, чтобы быть под защитой царственного поклонника его таланта, Карла VI.

К несчастью, вскоре после переезда композитора в Вену император умер, затем началась война, и о музыканте забыли.

Личная жизнь

Антонио Вивальди, будучи священнослужителем, соблюдал обет безбрачия на протяжении всей своей жизни. Однако, его недоброжелатели обвинили его в нарушении приличий из-за его близких отношений с Анной Жиро и ее сестрой Паолиной, которые были воспитанницами консерватории Pietà.

Анна была ученицей и подопечной Вивальди, который, по словам современников, привлекала внимание зрителей не своим голосом, а своим актерским талантом. Композитор создавал для нее лучшие оперы, писал арии и проводил время с ней как дома, так и в путешествиях.

Портрет Антонио ВивальдиПортрет Антонио Вивальди

Паолина, сестра Анны, очень уважала маэстро и добровольно помогала ему как медсестра и сиделка, помогая справляться с болезнями и физической слабостью. Церковь долгое время не принимала во внимание увлечение маэстро музыкой и операми, но не могла простить ему постоянное присутствие двух молодых девушек.

В 1738 году кардинал-архиепископ Феррары запретил Вивальди и его спутницам вход в город, где должен был состояться очередной карнавал с постоянными операми, и приказал отслужить мессу из-за грехопадения композитора.

Смерть

Венский композитор Антонио Вивальди скончался в бедности и одиночестве в чужой стране. Его жизнь закончилась 28 июля 1741 года. Его имущество было описано и продано, чтобы покрыть долги, а его тело было похоронено на кладбище для бедных горожан. Только через месяц после его смерти его младшие сестры узнали о его грустной участи.

Памятник Антонио ВивальдиСкульптурная композиция в Вене, посвященная Антонио Вивальди

После смерти Вивальди его имя было несправедливо забыто. Возможно, только Бах искренне и глубоко любил музыку итальянского композитора, оставаясь его единственным преданным поклонником на протяжении долгого времени. Бах расшифровал десять концертов Вивальди для различных инструментов и оркестра, и наследие венецианца оказало значительное влияние на творчество органиста-виртуоза.

Интересные факты

  • Итальянский музыковед Альберто Джентили заслуживает большой благодарности за свою работу по исследованию и открытию шедевров Вивальди для будущих поколений. В начале XX века он обнаружил 14 томов сочинений композитора.
  • Первым музыкантом, который написал концерты для скрипки и оркестра, а также для двух, четырех скрипок и двух мандолин, был Антонио Вивальди.
  • Фотография Вивальди, которую все знают из учебников, может быть изображением другого человека, так как на картине нет инициалов и портрет не похож на другие изображения композитора.

Знаменитый цветной портрет Антонио ВивальдиЗнаменитый цветной портрет Антонио Вивальди

  • У маэстро было прозвище «рыжий священник» из-за медного цвета волос, редкого среди венецианцев.
  • Вивальди был известен своей способностью создавать трехактные оперы и множество вариаций на одну тему всего за пять дней.
  • Известное произведение Вивальди, известное как "Танго смерти", на самом деле является композицией современного композитора Карла Дженкинса под названием "Палладио", а "Эльфийская ночь (песня)" - это песня группы Secret Garden.
  • Музыкальное произведение «Шторм в летнюю грозу» из серии «Времена года», сыгранное Ванессой Мэй, является одной из наиболее известных мелодий в мире.

Дискография

Оперы:

  • «Оттон в деревне», 1713;
  • «Роланд, мнимый безумец», 1714;
  • «Арсильда, царица Понта», 1716;
  • «Коронация Дария»,1717;
  • «Артабан», 1718;
  • «Теузоне», 1719
  • «Тит Манлий», 1719;
  • «Фарначе», 1727 и другие.

Хоровая и вокальная музыка:

  • Sacrum (месса);
  • Laudate Dominum omnes gentes;
  • Stabat Mater и другие.
  • Псалмы:
  • Beatus vir;
  • Confitebor tibi Domine;
  • Dixit Dominus;
  • Lauda Jerusalem и другие.

Оратории:

  • «Торжествующая Юдифь», 1716;
  • «Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу», 1722;
  • «Большая кантата «Глория и Гименей», 1721.
  • Кантаты для голоса с сопровождением:
  • «Под сенью прекрасного бука»;
  • «Мой взгляд к нему направлен»;
  • «Амур, ты победил»;
  • «Исчезли вы, дни золотые»;
  • «Так плачьте, источники слёз» и другие.

Инструментальные концерты и сонаты, в том числе:

  • «Буря на море»;
  • «Удовольствие»;
  • «Охота»;
  • «Времена года»;
  • «Ночь»;
  • «Щегленок»;
  • «Прелюдия».

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0