Все знаменитости
Архип Куинджи - биография, картины, личная жизнь, причина смерти
595
11
0
10 минут
Архип Куинджи: биография
Архип Куинджи был необычным художником-пейзажистом второй половины XIX века, известным как "художник света". Его работам присуща невероятно точная передача световых эффектов, возможно, благодаря его особой любви к жизни и окружающей среде. Его также называют "художником лунных красок", но это скорее легенда, которая подчеркивает магию его творчества.
Художник Архип Куинджи
Немногие художники могут похвастаться такой жизненной и творческой историей, которая включает в себя успехи в личной жизни, любовь и признание публики, критиков и коллег. Работы мастера, такие как березовые рощи, лунные ночи, облака после дождя и солнечные закаты, поражают своим реализмом и приносят умиротворение.
Детство и юность
Родившийся будущий художник пришел на свет 27 января в Мариуполе (15 по старому стилю). Существует три версии года его рождения. После смерти Куинджи были обнаружены три паспорта в его архиве, где указаны годы рождения 1841, 1842 и 1843. Отец художника, Иван Христофорович, был греком по происхождению и сапожником по профессии, и его называли еменджи (что означает "трудящийся человек" на турецком языке). Дед художника был ювелиром и назывался куинджи, что переводится как "мастер золотых дел". Отсюда и происходит фамилия художника. Никакой информации о матери неизвестно.
Портрет Архипа Куинджи
Мальчик потерял родителей в раннем возрасте и жил то у своей тети, то у дяди по отцовской линии. Он усердно трудился, занимаясь пастбищем гусей и сбором кизяков. С самого детства он старался защищать животных от хулиганов и помогать тем, кто нуждался в помощи.
Сначала Архип учился у неграмотного учителя-грека, а затем поступил в городскую школу после изучения греческой грамматики. Ученик не был заинтересован в науках, но любил рисовать и мог нарисовать любой пейзаж, используя любые предметы, такие как забор, стена или обрывок бумаги, так как он был холостым будущим пейзажистом.
Когда ему было 11 лет, Куинджи начал работать на строительстве церкви, где вел учет кирпичей и в свободное время рисовал на стенах своей комнаты. Позже он работал у хлеботорговца, но продолжал рисовать все свободное время. Ему посоветовали стать учеником Ивана Айвазовского.
Архип Куинджи
Архип отправился пешком в Феодосию, где жил известный морской художник Иван Константинович. Художник не заметил таланта мальчика и не стал его учить, но и не выгнал его. Он дал ему место для жизни и поручил красить заборы и готовить краски для этого. Родственник Айвазовского, Адольф Фейсслер, занимался с Архипом. Через несколько месяцев Куинджи вернулся в Мариуполь и начал работать ретушером у местного фотографа. Затем он отправился в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств.
Картины
Два года подряд художник старался поступить в академию, но неудачно. После второго неудачного попытки, Куинджи написал картину «Татарская сакля» и представил ее на Академической выставке. Его назвали неклассным художником, но он отказался от этого звания и попросился вольнослушателем в Академию. Таким образом, в 1868 году он стал учеником Академии.
Картина Архипа Куинджи «Ладожское озеро»
В то время Архип Иванович заводит дружбу с передвижниками Ильей Репиным и Виктором Васнецовым. Под их воздействием он создает несколько мрачных пейзажей, которые пользуются успехом на выставках.
Начиная с 1870 года, художник часто посещает остров Валаам и создает несколько произведений, посвященных ему. Самые известные из них - "Ладожское озеро" и "На острове Валааме". Последнее произведение было высоко оценено Крамским и приобретено Павлом Третьяковым для его галереи.
Картина Архипа Куинджи «На острове Валааме»
В 1873 году Куинджи выставил свою картину "Снег" на выставке Общества поощрения художников. Через год он получил бронзовую медаль в Лондоне за эту работу, которая была представлена вниманию требовательной публики.
Куинджи был принят в передвижники в 1875 году. На следующей выставке он представил свою картину "Украинская ночь", которая вызвала восторг у зрителей благодаря яркому свету луны, освещающему украинские дома на фоне темной ночи.
Картина Архипа Куинджи «Украинская ночь»
Начался «романтический период» в творчестве пейзажиста с этой работы. В это время мастер активно ищет свой творческий путь. В русском искусстве новаторством становится использование ярких цветов путем добавления дополнительных цветов.
В 1876 году художник отказался от идей передвижников и понял, что ему важнее наслаждаться жизнью, а не объяснять ее. В 1879 году он окончательно покинул товарищество и представил трилогию «Север», «Березовая роща», «После дождя» в том же году. В этой работе заметно влияние импрессионистов, хотя художник не использует типичных для этого направления приемов.
Картина Архипа Куинджи «После дождя»
В 1880 году художник провел выставку, на которой была представлена только одна картина. Это была «Лунная ночь на берегу Днепра», которая привлекла внимание публики. В темной комнате, где не было никакого света, только картина была освещена электрическим фонарем. В такой обстановке казалось, что луна на картине действительно светится. Посетители смотрели за полотном, чтобы убедиться, что там нет источника света.
Многие любители живописи мечтали о работе, которую приобрел великий князь Константин Константинович. Художник экспериментировал с красками и использовал битум, работая над картиной. Однако, оказалось, что она темнеет под воздействием воздуха и света. Несмотря на это, "Лунная ночь на берегу Днепра" со временем изменила свой цвет, но ее смысл остался неизменным. В этой работе уже можно увидеть первые элементы философского направления в пейзаже.
Картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на берегу Днепра»
В 1882 году в июне Куинджи представил на выставке две свои работы: «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». После этого он на двадцать лет стал затворником, продолжая писать, но не демонстрируя свои произведения.
В 1888 году, художник отправился на Кавказ вместе с Николаем Ярошенко. Во время поездки они увидели уникальное явление - отражение своих увеличенных фигур на ярко окрашенном облаке. В результате этого путешествия были созданы великолепные горные пейзажи.
Картина Архипа Куинджи «Христос в Гефсиманском саду»
В 1901 году мастер живописи решил продемонстрировать свои новые работы своим ученикам и небольшой группе зрителей. Одной из них было полотно "Христос в Гефсиманском саду", которое вызвало восторг у присутствующих. Искусствовед Владимир Петров описал картину следующим образом:
«Сюжет, не раз привлекавший его товарищей-передвижников, Куинджи интерпретировал соответственно своему переживанию космического смысла бытия — фигура освещённого лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла».
Картина Архипа Куинджи «Радуга»
Произведение хранится в Воронцовском дворце-музее в Алупке.
С момента 1900 года до 1905 года художник создает картины "Радуга". В настоящее время она входит в коллекцию Государственного русского музея. В Чувашском музее есть аналогичная, но меньшая по размеру работа.
Личная жизнь
В 17 лет парень влюбился впервые и навсегда. Его избранницей стала молодая Вера Кетчерджи-Шаповалова. Они познакомились в доме отца девушки, который был богатым купцом. Однажды отец заметил чувства своей дочери и спросил, собирается ли она выйти замуж за бедняка. На что она ответила категорично:
«Если не за Архипа, то только в монастырь».
Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова
Кетчерджи предложил: за отцовское благословение нужно заплатить сто золотых монет. Молодой художник отправился в Санкт-Петербург, чтобы заработать такую сумму. Вера осталась ждать и дождалась. Архип заработал необходимые деньги, но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова отправился в Петербург, жил в нищете и много работал.
В 1875 году пара молодых людей сочеталась браком. После церемонии жених нарисовал портрет своей невесты. В качестве места для медового месяца они выбрали остров Валаам. Во время путешествия произошел сильный шторм. Молодожены выжили и решили, что если Бог сохраняет их жизни, то они должны направить свои усилия на благие дела.
Архип Куинджи
После свадьбы Куинджи создавал множество картин, которые успешно продавались. В отличие от других гениев, он был признан и любим еще при жизни. Однако, он и его жена жили скромно и помогали молодым художникам, отправляя деньги нуждающимся. Они также купили три дома в Санкт-Петербурге, где бесплатно жили их друзья. Жена поддерживала мужа в его делах и сама занималась домашними делами, не требуя роскоши. Она была талантливой пианисткой, но не берегла свои руки.
Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.
Смерть
В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться, и он стал замечать сильную одышку. Весной 1909 года, после возвращения из Крыма, он провел больше недели на грани жизни и смерти. Врачи провели рентген и обнаружили серьезное расширение сердца и аорты. Болезнь художника была запущена, и хотя приступ был остановлен, живописец не смог полностью восстановиться.
Архип Куинджи на смертном одре
Во время своей поездки в Крым следующей весной, Куинджи остановился в гостинице, где он заболел. Ему поставили диагноз воспаления легких. Художнику было 68 лет, и в таком возрасте болезнь была особенно опасна, особенно в сочетании с больным сердцем. Миокардит постепенно убивал гениального художника.
Врачи рекомендовали полный отдых, без встреч и разговоров. Вера Леонтьевна оставалась в Петербурге, но была обеспокоена отсутствием новостей и отправилась в Ялту. В это время Архипу Ивановичу стало лучше, и он должен был быть перевезен в Северную столицу, но этого не произошло. Второй раз Вера Леонтьевна приехала в Ялту и сама организовала перевозку. Врачи рекомендовали лечение на Кавказе, но художник предпочел курортный Сестрорецк. Однако ему не удалось туда попасть.
Памятник Архипу Куинджи
В Петербурге здоровье Архипа Ивановича ухудшилось настолько, что стало очевидно - он скоро умрет. Он мучился два месяца и понимал, что конец близок. Он хотел видеть своих друзей, и поэтому ученики Рериха, Зарубина и Рылова часто навещали его. Его друзья также не оставляли его в этот трудный период.
В своем дневнике Доктор Александр Гаврилович Гурвич зафиксировал несколько разговоров с художником, которые происходили в последние недели его жизни. Он сравнивал художников и врачей, высказывая свои мысли:
«Художник есть тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее, единое — ту жизнь и тот смысл жизни, которые как бы рассыпаны в частностях, раздроблены в них… Почему не умеют это делать врачи? И они должны уметь».
Могила Архипа Куинджи
В последние дни своей жизни талантливый художник проводил много философских бесед, касающихся искусства, религии и человеческой морали. Он был добрейшим человеком с широкой душой, и его уход был мучительным.
Архип Иванович Куинджи умер рано утром 11 июля 1910 года. Его гроб с телом был помещен в Академии художеств, а затем ученики несли его на руках до кладбища. Нищие, которым художник помогал, присоединились к процессии. Могила "художника света" находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Архитектор Щусев, скульптор Беклемишев, художник Николай Рерих и мозаист Фролов принимали участие в ее оформлении.
Картины
- 1869 — «Исаакиевский собор при луне»
- 1871 — «Ладожское озеро»
- 1873 — «На острове Валааме»
- 1875 — «Бурьян»
- 1875 — «Осень. Пасмурный день над степью»
- 1876 — «Украинская ночь»
- 1878 — «Вечер на Украине»
- 1878 — «Закат солнца в леу»
- 1889 — «Берёзовая роща»
- 1880 — «Лунная ночь на Днепре»
- 1887 — «Крым. Берег моря»
- 1900 — «Закат в степи»
- 1905 — «В Крыму»
- 1908 — «Цветник. Кавказ»