Все знаменитости
Чулпан Хаматова биография, фото, личная жизнь: муж, дети - дочери Чулпан Хаматовой (рост вес) 2023
547
12
0
14 минут
Биография Чулпан Хаматовой
Чулпан Хаматова – актриса с говорящим именем, ведь по-татарски «Чулпан» означает «утренняя звезда». Героинь этой хрупкой, полной неподдельных эмоций женщину трудно не любить. «Страна глухих», «Лунный папа», «Гудбай, Ленин!», «Дети Арбата», «Доктор Живаго» – эти шедевры отечественного (и не только) кинематографа стали таковыми во многом благодаря ей.Актриса театра и кино Чулпан ХаматоваКроме того, актриса активно занимается благотворительностью. Фонд «Подари жизнь», совместное детище Чулпан и Дины Корзун, помогает детям с тяжелыми заболеваниями.Детство Чулпан Хаматовой
Чулпан Хаматова (полное имя – Чулпан Наил кызы Хаматова) родилась в семье инженеров Наиля Ахметовича Хаматова и Марины Галимулловны Хаматовой. Чулпан – национальное татарское имя. Утренняя звезда, Венера. Но, как ни странно, Чулпан так и не выучила татарский язык – в ее семье все говорили по-русски.Маленькая Чулпан ХаматоваВ детстве актриса, как и многие девочки, любила петь и танцевать перед зеркалом. Когда Чулпан смотрела фильмы и спектакли, то принимала переживания героев слишком близко к сердцу. Посмотрев грустную драму, она могла целый день ходить под тяжестью впечатлений, молчать или даже плакать.Интеллигентные родители обеспечили дочери всестороннее развитие. Перед сном мама читала ей книги, которых в их квартире на улице Свердлова было очень много. Именно благодаря книгам Чулпан научилась фантазировать, развила воображение. Девочка была частым гостем в музеях, театрах, консерватории. В Казани был хороший ТЮЗ, оперный и драматический театры. Однако о том, чтобы стать актрисой, Чулпан даже не задумывалась – она стеснялась читать стихи перед классом, что говорить о сцене!
В 10 лет у малышки появился младший брат – Шамиль Хаматов. Через двадцать лет он окончил РАМТ, стал членом труппы театра «Современник» и дебютировал в своем первом фильме.Шамиль Хаматов, брат Чулпан Хаматовой, тоже актерВ детстве Чулпан постоянно болела. Практически каждый год она попадала в больницу с воспалением легких. Для укрепления иммунитета отец отдал дочь в секцию фигурного катания. Девочка поправила свое здоровье, но фигурное катание ей в итоге надоело. Школа олимпийского резерва, куда водил ее отец, требовала от учеников побед. Чулпан же не хотела соревноваться – принципиально.Чулпан Хаматова в передаче Владимира ПознераПервой актерские задатки юной Чулпан отметила ее учительница по литературе. Дело было в пятом классе: ученики ставили спектакль по «Мертвой царевне» Пушкина. Хаматовой досталась роль мачехи-царевны, и она поразила всех зрителей глубиной образа. А свою первую роль будущая актриса сыграла в восьмом классе. В театральном кружке при школьном лагере короткостриженная девочка выступила в роли Маленького Принца в одноименном спектакле.
В старших классах Чулпан посещала физико-математическую школу при Казанском университете. Особую любовь девочки в эти годы снискали противоположные предметы – математика и литература. В это же время она начала заслушиваться песнями The Beatles и общаться со студентами-толкиенистами, ходить с ними в походы – дружба со сверстниками была неинтересна не по годам умной девочке. Учителей раздражали ее «не женские» увлечения и вечно рваные джинсы. Но сделать они ничего не могли, ведь Чулпан отлично училась; точные науки давались ей легко, и девочке даже прочили карьеру великого экономиста.Школьное фото Чулпан Хаматовой (нижний ряд, третья слева)К выпускному классу Чулпан ясно осознала, что мечтает стать актрисой. И хотя она чувствовала себя в сложных уравнениях как рыба в воде, да и в семье все были «технарями», она твердо решила идти к своей мечте.Школьные годы Чулпан Хаматовой (на фото справа)Без вступительных экзаменов она была зачислена в Казанский финансово-экономический институт. Но не проучилась там ни дня – забрав свои документы из приемной комиссии, она пришла в приемную комиссию Казанского театрального училища. Девушка с горящими глазами чем-то зацепила педагогов, которые сделали исключение из правил и устроили ей внеочередной экзамен. После коротенького прослушивания Чулпан была принята. Ее наставником стала Юнона Карева, талантливый педагог и первая жена Станислава Говорухина.
Видимо, преподаватели училища распознали настоящий самоцвет, скрытый в теле девушки-подростка, и буквально на втором семестре посоветовали Чулпан поступить в один из столичных театральных вузов. После первого курса она поехала в Москву вместе с мамой, которая втайне от дочери надеялась, что поступление обернется провалом и Чулпан останется в родной Казани.Молодая Чулпан ХаматоваВыбор девушки пал на ГИТИС. Все потому, что там преподавал Алексей Бородин. Слава о его мастерстве вышла далеко за пределы Москвы. К тому же, он был режиссером спектакля «Наш городок», который очень нравился Чулпан. Внимание Бородина она привлекла еще во время второго тура, после чего стала счастливой студенткой его мастерской.
Театральные роли Чулпан Хаматовой
Хотя прославил Чулпан Хаматову именно кинематограф, актриса всегда отмечала, что отдает предпочтение театральным подмосткам, ведь в театре нет стены между сценой и залом.Чулпан Хаматова читает стихи Марины ЦветаевойВ 1997 году Чулпан Хаматова окончила ГИТИС, сыграв главную роль в выпускном спектакле «Дневник Анны Франк». Следующих год она проработала в Российском молодежном театре, где выходила на сцену как Дуня Раскольникова в «Преступлении и наказании». Здесь судьба свела ее с Евгением Дворжецким.Чулпан Хаматова в спектакле «Укрощение строптивой»В 1998 году актрису пригласили работать в театр «Современник». Дебютной работой в этом театре стала роль Патриции Хольман в «Трех товарищах». За годы работы в театре Чулпан сыграла роль Ирины в «Трех сестрах», Андрии в спектакле «Мамапапасынсобака», Катерины в «Грозе», Маши Мухиной в «Голой пионерке» и Клеопатры в «Антонии & Клеопатре», а также роль Маши в новом варианте пьесы «Три сестры».«Три товарища»: Чулпан Хаматова играет Патрицию ХольманПомимо «Современника» Чулпан выступала и продолжает выступать в «Театре Луны», в театре им. Чехова, в Центральном детском театре, а также в «Независимой антрепризе» у режиссера Петра Штейна.Чулпан Хаматова в кино
Во время учебы в ГИТИСе Чулпан захотела попробовать себя в кино, тем более что весь их курс пригласили в актерский центр «Скип-фильм». Но первые попытки были неудачными. Хрупкую девушку раскритиковали за «невыразительные глаза» и посоветовали уйти из профессии. Поэтому на очередные пробы (роль Кати из военной драмы «Время танцора») она постаралась одеться и накраситься как можно ярче, тем более что этот персонаж по сюжету был гораздо старше.Дорога до «Мосфильма» на высоких каблуках выдалась нелегкой, и все же девушка произвела на режиссера Абдрашитова неизгладимое впечатление. Он смог разглядеть ее подлинный талант, и через полгода, после окончания проб, девушка приступила к съемкам. Результат дебюта был ошеломляющим – девушку номинировали на «Нику» за лучшую женскую роль.Первая роль Чулпан Хаматовой («Время танцора»)В 1998 году Чулпан Хаматова снялась в роли Риты в драме Валерия Тодоровского «Страна глухих». Она представила зрителям блестящий тандем с Диной Корзун: Чулпан играла девушку Риту, вынужденную пуститься в бега, а Дина – глухонемую танцовщицу Яя, приютившую Риту. Через весь фильм лейтмотивом проходит мечта Яи о сказочной «стране глухих», куда девушка мечтает уехать. Но мечта вынуждена столкнуться с жестокой реальностью. Для этой роли Чулпан пришлось выучить язык глухонемых.«Страна глухих»: Чулпан Хаматова в роли РитыСледующей выдающейся работой Чулпан стала трагикомедия «Лунный папа». Ее героиня, молодая работница чайханы Мамлакат, очарованная театром, хорошо запомнилась зрителям, а сам фильм заставил их по-новому взглянуть на многие привычные вещи. Эта лента пополнила коллекцию наград Чулпан Хаматовой премиями «Кинотавра», «Бригантины» и второй «Никой».Кадр из фильма «Лунный папа»В начале 2000-х годов Чулпан Хаматова снялась в двух кинолентах немецкого производства: мелодраме «Виктор Фогель – рекламщик» и трагикомедии «Гуд бай, Ленин». Последний фильм рассказывал о семье женщины, политической активистки из ГДР, впавшей в кому и пропустившей крах Берлинской стены. Ее сын боится, что такие радикальные перемены вызовут у нее шок и устраивает настоящий спектакль, чтобы убедить маму в том, что она по-прежнему в ГДР. В это время он знакомится с медсестрой из СССР, которую как раз и сыграла Чулпан Хаматова. Фильм был с восторгом принят на большинстве международных кинофестивалей, получил массу почетных наград и даже вошел в сотню лучших кинолент по версии журнала Empire.Один из самых известных фильмов с Чулпан Хаматовой – «Гуд бай, Ленин»Вскоре последовала роль в австрийской драме «Сукин сын» и в драме «72 метра» – экранизации трагичных событий, приведших к гибели экипажа подлодки «Курск». Запоминающимся стало ее участие в историческом сериале «Дети Арбата». Чулпан досталась главная женская роль – Варя Иванова, полная жажды жизни девочка, отчаянно желающая устремиться во взрослую жизнь. Историю любви Вари и Саши Панкратова (Евгений Цыганов) создатели сериала назвали «историей Ромео и Джульетты нашего времени».«Дети Арбата»: роль Вари Ивановой словно была создана для Чулпан ХаматовойРаботу Чулпан в экранизации романа «Доктор Живаго» – сериале, который вышел на телеэкраны в 2005 году, критики оценили по-разному. Многие упрекали актрису в том, что ее Лара Гишар была совсем не похожа на ее книжный прототип. Однако режиссер Александр Прошкин признался, что намеренно искал «не совсем пастернаковское» решение. Его пленили смелость, внутренняя свобода Чулпан, ее способность на мужественные, радикальные поступки.Лара Гишар в исполнении Чулпан Хаматовой («Доктор Живаго»)Во время съемок Чулпан отлично сыгралась с циничным адвокатом в исполнении Олега Янковского, Олегом Меньшиковым, исполнившим роль Юрия Живаго. Чуть хуже дела обстояли с Сергеем Горобченко, который играл революционера Антипова-Стрельникова. На съемочной площадке даже поговаривали, что Горобченко побаивается свою партнершу.Чулпан Хаматова – мечтательница с детским лицомУспех Чулпан Хаматовой как актрисы был продиктован одним простым (на первый взгляд) правилом – перед камерами она была такой же, как и в жизни: смелой, открытой, эмоциональной, немного чудаковатой – в хорошем смысле. Не роковая женщина, но женщина, полная метафизической глубины. Ее появление в фильме почти наверняка означало, что лента станет новым шедевром в копилке отечественного кинематографа.