Все знаменитости
Эмиль Лотяну – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография
677
14
0
8 минут
Эмиль Лотяну: биография
Эмиль Владимирович Лотяну - кинорежиссер, сценарист и поэт, родом из Молдавии, работавший в СССР. Он снял такие фильмы, как "Табор уходит в небо" и "Мой ласковый и нежный зверь".
6 ноября 1936 года в деревне Клокушна, расположенной на территории Бессарабии рядом с границей Буковины, появился на свет Эмиль. Родители мальчика были педагогами: отец преподавал физику, а мать - родной язык. У отца по отцовской линии была своя мельница. Предки Эмиля были румынами, поляками, русскими и украинцами. Фамилия отца изначально была Лотоцкие, но позже была изменена на Лотяну.
Режиссер Эмиль Лотяну
Эмиль закончил школу в Бухаресте и начал писать стихи там же. В 1949 году он выпустил свой первый сборник под названием "Современник". В Румынии он увлекся кинематографом, особенно американским фильмом "Дилижанс". В подростковом возрасте он потерял своего отца. В 1953 году он переехал в Москву и поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ на курс Василия Топоркова. В то же время он начал работать в театре имени А. С. Пушкина.
Эмиль Лотяну в молодости
В 1955 году Эмиль поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где его учителями были Григорий Рошаль и Юрий Геника. На вступительных экзаменах в институт кинематографии Лотяну выпал билет с вопросом о фильме «Дилижанс», что он рассматривал как знак судьбы.
Фильмы
После окончания обучения в ВГИКе, Лотяну возвращается в Молдавскую ССР и начинает работать над фильмом о борьбе красных революционеров под названием "Ждите нас на рассвете". Для съемок, режиссер приглашает актерскую команду, состоящую из Илие Гуцу, Валерия Панарина, Иона Шкуря и Думитру Карачобану.
Эмиль Лотяну в фильме «Ждите нас на рассвете»
В 1966 году молодой режиссер выпустил свой второй фильм "Красные поляны", который был показан в кинотеатрах Советского Союза. Это была история любви, которая происходила на территории молдавского колхоза, когда пастухи отправились в путешествие к берегу Днестра. Режиссер Эмиль долго искал актрису для главной роли красавицы Иоанны, и однажды он встретил ее на остановке троллейбуса.
Имя девушки было Светлана Фомичева, она только что поступила на юридический факультет университета. После продолжительного разговора с родителями начинающей актрисы Лотяны, они увезли девушку в Карпаты на съемки. Через год работа Эмиля Владимировича была отмечена несколькими наградами советских республик.
Эмиль Лотяну на съемочной площадке
В конце 60-х годов Лотяну начал работу над сценарием для нового фильма "Лаутары", который рассказывает о жизни, творчестве и любви бродячих молдавских музыкантов. В этом фильме Эмиль впервые привлек к сотрудничеству соотечественника композитора Евгения Догу. Лотяну был одним из немногих режиссеров, который изначально работал под фонограмму фильма, музыка была написана заранее в соответствии со сценарием. В 1971 году фильм был выпущен на экраны и получил ряд наград в Сан-Себастьяне, Сорренто, Неаполе и Орвието.
Светлана Тома в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо»
В 1973 году Эмиль Лотяну получает приглашение на Мосфильм и переезжает в Москву, где начинает работу над новым фильмом "Табор уходит в небо". В этот раз режиссер использует народную тему, которая является его любимой. Основой сюжета становится раннее творчество Максима Горького - рассказ "Макар Чудра". В фильме история любви и ревности тесно переплетается с нравами бродячих цыган, которые живут в Бессарабии в конце XIX века.
Эмиль Лотяну на съемках фильма «Табор уходит в небо»
Евгений Дога снова создает музыку. Чтобы получить подлинный материал для своей музыки, композитору и режиссеру пришлось путешествовать по всей территории СССР. Только в Забайкалье Евгений Дога нашел семью Бузылевых цыган, которые сохранили вокальные традиции прошлого века.
Семья Бузылевых
Лотян был очень внимателен к деталям, включая выбор актеров для массовых сцен. Режиссер искал исполнителей для ролей цыган в разных городах СССР. Эти усилия оказались успешными: в 1976 году фильм стал самым популярным в советском кинопрокате, привлекши 65 миллионов зрителей. Лотян получил награды на фестивалях в Сан-Себастьяне, Белграде и Праге.
Эмиль Лотяну на кинофестивале в Баку
После успеха и новых идей, Лотян решил экранизировать повесть Чехова "Драма на охоте", в которой сыграла начинающая актриса Галина Беляева. Вся съемочная группа искала девушку, которая бы сочетала черты трех знаменитых актрис кинематографа - Одри Хепберн, Татьяны Самойловой и Людмилы Савельевой - в хореографических училищах СССР. Только помощник режиссера в Воронеже нашел балерину, которая соответствовала внешним параметрам героини.
Эмиль Лотяну и Галина Беляева на съемках фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Галина Беляева, студентка, никогда не думала о карьере в кино, но все пошло не так. Лотяну решил сделать шедевр из молодой актрисы. В фильме "Мой ласковый и нежный зверь" Галина достигла уровня знаменитостей, таких как Олег Янковский, Кирилл Лавров и Леонид Марков. Однако зрители больше всего запомнили музыку Евгения Доги, вальс, который стал одним из лучших произведений симфонической музыки XX века. Фильм был номинирован на кинофестивале в Каннах.
Эмиль Лотяну и Олег Янковский на съемках фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
В 1983 году на студии "Мосфильм" Лотян снял музыкальную драму о жизни великой балерины "Анны Павловой", которая стала его последней крупной работой в фильмографии. Через три года вышла телеверсия, состоящая из 5 серий, с Галиной Беляевой в главной роли. Евгений Дога использовал темы из произведений Сен-Санса для создания музыкального сопровождения фильма. В 1984 году фильм Лотяну был присужден специальный приз в Оксфорде.
Галина Беляева в фильме Эмиля Лотяну «Анна Павлова»
Эмиль Лотяну вернулся на родину после ухода с Мосфильма и снял два фильма: экранизацию поэмы М. Эминеску "Лучафэрул" и киноповесть "Скорлупа", в которой главную роль сыграл его сын, также названный Эмилем.
С начала 90-х годов новые идеи и сценарии Лотяну не получали поддержки от руководства киностудий. Режиссер начал преподавать в Кишиневском институте кинематографии. В 1998 году в Горьковском МХАТе Эмиль Лотяну поставил спектакль на основе произведений Чехова «Весь ваш, Антоша Чехонте».
Личная жизнь
Эмиль Лотяну, который был прирожденным художником, нуждался во вдохновении и музах, которые помогали бы ему создавать новые произведения. Поэтому его личная жизнь была тесно связана с творчеством. Светлана Фомичева (Тома) стала первой гражданской женой Эмиля, которую он выбрал для съемок в фильме «Красные поляны». Но вскоре Светлана ушла от режиссера к молодому актеру Олегу Лачину.
Эмиль Лотяну и Светлана Тома
После съемок фильма "Мой ласковый и нежный зверь", Эмиль Лотяну решил вступить в серьезные отношения второй раз. Он выбрал Галину Беляеву в качестве своей избранницы, и вскоре после свадьбы они стали родителями сына Эмиля. Позднее, младший Эмиль Лотяну получил образование юриста в МГУ и продюсера во ВГИКе. В настоящее время он живет в Лос-Анджелесе и работает адвокатом. После съемок фильма "Анна Павлова", Галина Беляева приняла решение оставить мужа, что очень сильно задело Лотяну.
Эмиль Лотяну и Галина Беляева с сыном
Режиссер был значительно старше своих жен: Светлана Тома на 12 лет, Галина Беляева – на 25. В 2003 году в Словении Лотян встретил свою последнюю возлюбленную Петру Фильчакову, которая была на 50 лет моложе его. На этот раз чувства режиссера были платоническими.
Эмиль Лотяну и Петра Фильчакова
Фотография юной Лотяны всегда была у режиссера. Он планировал снять новый фильм "Яр" с Петрой в главной роли, но не успел сделать ничего, кроме одного дубля.
Смерть
В марте 2003 года Эмиль Лотяну поехал в Болгарию, чтобы выбрать места для съемок нового фильма «Яр», который начал производство. В аэропорту Софии режиссеру стало плохо, и он потерял сознание.
Могила Эмиля Лотяну
Лотяну был доставлен в одну из клинических больниц в Москве. В течение месяца врачи боролись за жизнь режиссера, но 18 апреля 2003 года его сердце перестало биться. Причиной смерти стал рак 4 степени.
Фильмография
- «Камень, время, песня» – 1961
- «Ждите нас на рассвете» – 1963
- «Красные поляны» – 1966
- «Это мгновение» – 1968
- «Лаутары» – 1971
- «Табор уходит в небо» – 1976
- «Мой ласковый и нежный зверь» – 1978
- «Анна Павлова» – 1983
- «Лучафэрул» – 1986
- «Скорлупа» – 1993