Biografii.net
Все знаменитости

Эжен Делакруа - биография, личная жизнь, картины, причина смерти

    538

    11

    0

    10 минут

Поделиться с друзьями

Эжен Делакруа - биография, личная жизнь, картины, причина смерти i

Эжен Делакруа: биография

В начале 19 века был французский художник-романтик по имени Эжен Делакруа. Он был мастером живописи и монументального искусства, и использовал экспрессивную технику кисти, изучал оптические эффекты цвета. Это оказало глубокое влияние на творчество импрессионистов, а его страсть к экзотике вдохновляла художников-символистов. Делакруа был также прекрасным литографом, иллюстрировал произведения Уильяма Шекспира, Вальтера Скотта и Иоганна Вольфганга фон Гете. Сейчас основное собрание картин художника находится в Лувре.

Детство и юность

26 апреля 1798 года в регионе Иль-де-Франс, в пригороде Парижа Шарантон-Сен-Морис, появился на свет Фердинан Виктор Эжен Делакруа. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина. У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа достиг высокого звания генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри погиб в битве при Фридланде 14 июня 1807 года.

Портрет Эжена ДелакруаПортрет Эжена Делакруа

Предполагается, что отец будущего художника Шарля-Франсуа Делакруа не был его настоящим родителем. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, был другом семьи и считал себя настоящим отцом взрослого Эжена, который был похож на него по внешности и характеру. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а его жена Виктория умерла в 1814 году, оставив их 16-летнего сына сиротой.

Мальчик основы образования получил в Лицее Людовика Великого в Париже, а затем в Лицее Пьера Корнеля в Руане, где он проявил интерес к литературе и живописи, и был награжден за свои достижения в этих областях.

Министр Шарль ТалейранМинистр Шарль Талейран, возможный отец Эжена Делакруа

В 1815 году, после смерти матери, Эжена взяли на воспитание бедные родственники. Делакруа решил посвятить себя живописи и стал учеником Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году поступил в Школу изящных искусств.

Учащиеся активно занимались рисованием на природе, улучшая свои навыки, посещали музеи, в основном Лувр. Там молодой художник познакомился с Теодором Жерико, многообещающим художником, который повлиял на его творчество. Работы известных мастеров впечатляли Эжена, он был очарован картинами Гойи, Рубенса и Тициана.

Живопись

Первое большое произведение Делакруа - "Ладья Данте", созданное под влиянием "Плота Медузы" Жерико, не было оценено обществом, но при помощи Талейрана оно было приобретено государством для галерей Люксембурга.

Картина Эжена Делакруа «Ладья Данте»Картина Эжена Делакруа «Ладья Данте»

Художник достиг успеха после того, как его картина была показана в салоне "Резни на Хиосе" в 1824 году. На этой картина была изображена ужасная сцена гибели греческого народа во время войны за независимость, которую поддерживали правительства Англии, России и Франции. Делакруа был быстро признан властями в качестве ведущего художника в новом романтическом стиле, а государство выкупило картину.

Его изображение страданий вызывало споры. Многие критики выражали сожаление по поводу отчаянного тона картины, художник Антуан-Жан Грос называл ее «резня искусства». Изображение младенца, который сжимает грудь мертвой матери, имел особенно мощный эффект, хотя критики осудили эту деталь как непригодную для искусства.

Картина Эжена Делакруа «Резня на Хиосе»Картина Эжена Делакруа «Резня на Хиосе»

Вторая картина Делакруа описывает захват города Миссолонги турецкими войсками во время греко-турецкой войны. «Греция на развалинах Миссолонги» имеет более сдержанную палитру. Художник изобразил женщину в греческом костюме, которая держит руки наполовину поднятыми в умоляющем жесте перед ужасной сценой: греки решили погибнуть и уничтожить свой город, чтобы не сдаться туркам.

Картина была создана в честь народа Миссолонги и идеи свободы, борьбы против тирании. Художник выбрал эту тему не только из-за своей любви к грекам, но и потому, что в то время умер поэт Джордж Гордон Байрон, которым Делакруа очень восхищался.

Картина Эжена Делакруа «Греция на развалинах Миссолонги»Картина Эжена Делакруа «Греция на развалинах Миссолонги»

В 1825 году я посетил Англию, где познакомился с молодыми художниками Томасом Лоуренсом и Ричардом Бонингтоном. Их стиль и цветовая гамма вдохновили меня на написание произведений различных жанров в романтическом стиле.

Эжена интересовало направление в искусстве, которое отличается изображением сильных характеров, страстей, одухотворенных личностей и целительной природы, уже более 30 лет. Он также создавал литографии, которые иллюстрировали произведения Шекспира и Фауста Гете. После возвращения на родину он написал «Поединок Гяура с Хасаном» и «Женщина с попугаем».

Картина Эжена Делакруа «Поединок Гяура с Хасаном»Картина Эжена Делакруа «Поединок Гяура с Хасаном»

В 1828 году в Салоне была представлена картина «Смерть Сарданапала» Делакруа. Художник изобразил осажденного короля, который безразлично наблюдает, как его стражи выполняют его приказы, убивая слуг, наложниц и животных. Литературным источником для работы послужила пьеса Байрона. Критики охарактеризовали картину как ужасную фантазию о смерти и похоти.

Особенно впечатлила борьба голой женщины, которой скоро перережут горло. Она была расположена на переднем плане, чтобы максимально воздействовать на зрителей. Композиция была приятной и шокирующей благодаря чувственной красоте и экзотическим цветам.

Картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала»Картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала»

Возможно, наиболее известная работа Делакруа была создана в 1830 году. Картина "Свобода, ведущая народ" отметила переход от романтического стиля к неоклассическому.

Художник ощущал общую композицию и одновременно обдумывал каждую фигуру в толпе как отдельный тип. Мертвые воины, лежащие на переднем плане, ярко выделяли символическую женскую фигуру с флагом триколора, который символизировал свободу, равенство и братство. Эта фигура была торжественно освещена, как будто на нее были направлены прожекторы.

Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Вместо того, чтобы славить революцию 1830 года, Делакруа стремился передать характер и волю народа, вызвать романтический образ духа свободы. Интересно, что мальчик, который держит пистолет справа, иногда считается вдохновением для персонажа undefined в романе "Отверженные" Виктора Гюго.

Хотя правительство Франции приобрело картину, она была считается опасной и была убрана из общественного доступа. Тем не менее, художник продолжал получать много заказов на фрески и потолочные росписи от государства. После революции 1848 года, которая привела к концу правления короля Луи Филиппа, картина "Свобода, ведущая народ" была наконец выставлена на обозрение Наполеоном III в Лувре.

Фрески Эжена ДелакруаФрески Эжена Делакруа

В 1832 году Делакруа отправился в Марокко вместе с дипломатической миссией, чтобы увидеть более примитивную культуру и избежать цивилизации Парижа. Во время поездки он создал более 100 картин и рисунков, изображающих сцены из жизни народов Северной Африки. Живописец считал, что жители этого региона в своем одеянии напоминают людей классической Римской и Греческой культур.

«Греки и римляне здесь, у моей двери, в арабах, которые укутываются в белое одеяло и выглядят как Катон или Брут».

Художник скрытно изобразил некоторых женщин из Востока («Алжирские женщины в своих комнатах»), но столкнулся с трудностями в поиске мусульманских моделей. Во время пребывания в Танжере Делакруа нарисовал множество эскизов людей, животных и города. На основе этих эскизов художник создал такие картины, как «Арабские лошади, дерущиеся в конюшне», «Охота на львов в Марокко» (несколько версий, написанных между 1856 и 1861 годами) и «Марокканец, седлающий коня» в конце своей жизни.

Картина Эжена Делакруа «Охота на львов в Марокко»Картина Эжена Делакруа «Охота на львов в Марокко»

Делакруа находил вдохновение в различных источниках, включая произведения Шекспира и Байрона, творчество Рубенса и Микеланджело. Однако, на протяжении всей своей жизни он был зависим от музыки. Художник получал наибольшее удовольствие от музыки Шопена и Бетховена. В какой-то момент своей жизни Делакруа стал друзьями с Шопеном и создал портреты композитора и его возлюбленной, писательницы Жорж Санд.

За свою жизнь художник написал несколько картин, основанных на библейских историях: "Распятие", "Покаявшаяся грешница", "Иисус на озере Генисаретском" и "Христос на кресте".

Картина Эжена Делакруа «Кающаяся грешница в пустыне»Картина Эжена Делакруа «Кающаяся грешница»

Начиная с 1833 года, художник получал заказы на оформление общественных зданий в Париже. В течение 10 лет он создавал картины в библиотеке Дворца Бурбонов и Люксембургского дворца. В 1843 году Делакруа украсил церковь Святого Причастия большой Пьетой, а с 1848 по 1850 годы он работал над потолком в галерее Аполлона в Лувре. С 1857 по 1861 годы он занимался созданием фресок в часовне ангелов в церкви Сен-Сюльпис в Париже.

Личная жизнь

Согласно официальным данным, Делакруа не состоял в браке. Но он испытывал глубокую любовь к Жюльетте де Лавалетт, супруге Тони де Форже, которая была родственницей императрицы Жозефины.

Жюльетта де ЛавалеттЖюльетта де Лавалетт

Никто не знает, когда началось это отношение, но сохранилось письмо Эжена к его возлюбленной, которое было написано 23 ноября 1833 года. В то время Жюльетта была разведена и жила с матерью в Париже. Их роман вскоре превратился в нежные дружеские отношения, которые продолжались до смерти художника.

В период своей работы в дворце Бурбонов, Делакруа завязал продолжительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, но подробности их отношений остаются неизвестными в биографиях обоих художников.

Мари-Элизабет Блаво-БуланжеМари-Элизабет Блаво-Буланже

Исследователи утверждают, что одной из причин, почему живописец не женился, было то, что он не любил детей. Для него дети были символом грязи на руках, которые могли испортить его картины, а также источником шума, отвлекающего его от работы.

Делакруа проживал в Париже, но начиная с 1844 года он приобрел небольшой домик на севере Франции, где любил проводить время на природе. С 1834 года и до конца своей жизни его домашними делами занималась Жанна-Мари Ле Гийю, которая бережно следила за его личной жизнью.

Смерть

Здоровье Делакруа было подорвано утомительной работой над фресками, что привело к тяжелой инфекции горла в зимний период 1862-1863 годов и, в конечном итоге, к его смерти.

В начале июня 1863 года он посетил своего врача в Париже. Через 14 дней он почувствовал себя лучше и вернулся в свой загородный дом. Однако к 15 июля его состояние ухудшилось, и приглашенный врач сообщил, что больше ничего не может сделать для него. К тому времени единственной пищей, которую он употреблял, были фрукты.

Могила Эжена ДелакруаМогила Эжена Делакруа

Делакруа осознал важность своего положения и написал завещание, в котором каждому из его друзей был назначен подарок. Он оставил достаточно денег своей доверенной домработнице Дженни Ле Гийю, чтобы она могла жить. Затем он приказал продать все в своей студии. Последней волей Эжена был запрет на любое изображение его личности.

«будь то посмертная маска, рисунок или фотография».

В доме, где сейчас находится музей, художник умер 13 августа 1863 года в Париже. Место захоронения Делакруа находится на кладбище Пер-Лашез.

Картины

  • 1822 — «Ладья Данте»
  • 1824 – «Резня на Хиосе»
  • 1826 – «Греция на развалинах Миссолонги»
  • 1827 – «Смерть Сарданапала»
  • 1830 – «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»)
  • 1832 – «Автопртрет»
  • 1834 – «Алжирские женщины в своих покоях»
  • 1835 – «Поединок Гяура с Хасаном»
  • 1838 – «Портрет Фридерика Шопена»
  • 1847 – «Похищение Ребекки»
  • 1853 – «Христос на кресте»
  • 1860 – «Драка арабских лошадей в конюшне»

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0