Biografii.net
Все знаменитости

Феофан Затворник – биография, фото, личная жизнь, книги, причина смерти

    612

    11

    0

    7 минут

Поделиться с друзьями

Феофан Затворник – биография, фото, личная жизнь, книги, причина смерти i

Феофан Затворник: биография

В 1988 году Феофан Затворник, учитель русской православной церкви, был причислен к святым за свою глубокую веру, любовь к Богу и искреннее благочестие. Он посвятил свою жизнь духовному просвещению народа и спасению православных душ.

Детство и юность

Георгий Говоров, известный как Феофан Затворник, был рожден 10 января 1815 года в Орловской губернии. Его отец, Василий Говоров, был священником во Владимирской церкви, а мать, Татьяна Говорова, была из семьи священников.

Феофан ЗатворникФеофан Затворник

Было просто предсказать, как бы выглядела жизнь их ребенка. Родители воспитывали своего сына, знакомили его с Евангелием, давали ему наставления в соответствии с заповедями, говорили о важности духовной жизни человека. С самого детства мальчик участвовал в православных обрядах, помогая в алтаре храма, где работал его отец.

В 1823 году Георгий был отправлен в религиозное учебное заведение. Мальчик проявлял усердие и интерес к учению. Через 6 лет он успешно закончил обучение и поступил в Орловскую религиозную семинарию. Он любил учиться и читать книги. Студент по своей инициативе повторно прошел курс по философии.

Портрет Феофана ЗатворникаПортрет Феофана Затворника

После получения благословения от епископа Оловского, Георгий Говоров отправился в Киевскую духовную академию. Государство оплатило его обучение за высокие результаты, которые он продемонстрировал в качестве ученика.

Юноша с усердием и интересом изучал новые предметы и проявлял свою творческую природу. Он начал писать заметки и небольшие богословские работы. Георгий любил уединяться в тихих местах Киево-Печерской лавры и молиться. Этот период богословия был одним из самых почитаемых в его жизни, потому что именно тогда он осознал, что хочет посвятить свою жизнь выполнению монашеского долга.

Служение

В 1840 году Говоров попросил руководство академии о пострижении в монахи. Церемония состоялась зимой 1841 года под руководством ректора учебного заведения, преосвященного отца Иеремии. Таким образом, Георгий Говоров стал известен как Феофан в честь святого Феофана Исповедника. В том же году он был посвящен в иеродиакона, а к лету уже стал иеромонахом. Он закончил Киевскую академию в статусе магистра, защитив диссертацию.

Иконы Феофана ЗатворникаИконы Феофана Затворника

После прохождения обучения в богословии, отец Феофан был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. Там, помимо преподавания латинского языка, он изучал жизнь и труды святых Русской православной церкви. В 1842 году он стал инспектором Новгородской семинарии, где преподавал логику и психологию, убеждая студентов в необходимости богоугодной деятельности. Он считал, что сухая наука не должна быть главным в жизни человека, не оставляя места для эмпирического опыта.

В 1844 году Феофана стали преподавать в Санкт-Петербургской академии. Он работал на кафедре, которая занималась нравственным и пастырским богословием. Уже в 1845 году его повысили до инспектора образовательного учреждения. Некоторое время спустя он стал членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Феофан ЗатворникФеофан Затворник перед распятием

Он прибыл в Палестину вместе с группой и затем отправился на Святую Землю. Монах продолжил изучение французского и греческого языков, ознакомился с оригиналами рукописей и узнал основы других конфессий, таких как григорианство, католицизм и лютеранство.

Начало Крымской войны привело к прекращению деятельности Русской Миссии в Иерусалиме, и в 1853 году ее участников призвали обратно в Россию. В 1855 году отец Феофан был посвящен в архимандриты и возобновил свою преподавательскую деятельность в духовной академии в Петербурге. Через несколько месяцев богослова перевели на должность ректора Олонецкой семинарии, где он руководил учебным заведением и надзирал за строительством его реконструкции.

Монастырь Феофана Затворника в Вышенской пустыниМонастырь Феофана Затворника в Вышенской пустыни

В 1856 году отец Феофан отправился в Константинополь, чтобы выполнять обязанности настоятеля Русской посольской церкви. Через год, после того, как он завоевал уважение и расположение, образованный и мудрый богослов вернулся в Россию, где стал ректором Петербургской духовной академии. Он также участвовал в издании журнала под названием "Христианское чтение".

В 1859 году архимандрит был назначен епископом Тамбова и Шацка. В его епархиях были созданы учебные заведения и школы. Отец Феофан продолжал заниматься просветительской деятельностью на всех своих служебных местах. Однако, он все чаще задумывался о жизни в уединении и затворничестве.

Книги Феофана ЗатворникаКниги Феофана Затворника

В 1863 году епископ был переведен на кафедру в город Владимир-на-Клязьме, где он также основал епархиальное издание и старался увеличить количество школ и училищ. Со временем отец Феофан перестал получать удовлетворение от своей службы и обратился к Синоду с просьбой об отставке.

По просьбе монаха он был назначен настоятелем Вышенской пустыни, и так началось его затворничество. У него редко бывали гости и посетители, но в кельях монах организовал домовую церковь, где он служил Божественную литургию. Феофан Затворник проводил дни в молитвах и занимался богословской работой, отвечая на письма людей, которые обращались к нему за помощью, советами и наставлениями.

Личная жизнь

Отцовская жизнь Феофана была так же благочестивой, как и его работа на благо Русской церкви. Он всегда следовал принципам аскетизма и довольствовался малым. Кроме того, помимо научной и литературной деятельности, монах занимался ручным трудом.

Феофан ЗатворникФеофан Затворник

Он проводил свободное время работая на столярном или токарном станке, создавая изделия из дерева. В хорошую погоду он гулял на свежем воздухе и наслаждался красотой природы, которая вдохновляла его. У священника был телескоп, с помощью которого он наблюдал за звездами и планетами. Феофан Затворник также был иконописцем и шил одежду для себя самостоятельно.

Даже высокие звания и статус не влияли на отношение отца Феофана к людям вокруг него. Он был скромен и избегал говорить что-либо лишнее. Он проявлял достоинство, но не был высокомерным. Подчиненные доверяли ему и уважали за его деликатность, благородство и мудрость.

Смерть

В 1894 году Феофан Затворник скончался в монастыре. Он страдал от боли и дискомфорта, вызванных сердечно-сосудистыми заболеваниями, ревматизмом и невралгией. Прогрессирующая катаракта привела к тому, что в 1888 году священник потерял зрение на правом глазу. Причиной его смерти была старость и сопутствующие заболевания.

Саркофаг Феофана ЗатворникаСаркофаг Феофана Затворника

11 января состоялось прощание с монахом Феофаном, на которое пришло множество людей. Похороны священника прошли в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Перенесли мощи Феофана Затворника, и сейчас они находятся в храме Сергия Радонежского, где читают акафист в его честь. Любой пользователь Интернета может увидеть фото священнослужителя благодаря современным технологиям.

Библиография

  • 1859 — Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана»
  • 1861 — «Слова к тамбовской пастве»
  • 1868 -1869 — Книга лекций «Путь ко спасению»
  • 1887 — «Мысли на каждый день года»
  • 1891 — «Начертание христианского нравоучения»
  • 1891 — «Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном»
  • 1892 — «Письма к различным лицам о разных предметах веры и жизни»
  • 1898 — «Письма о христианской жизни»

Собрания писем и проповедей Феофана Затворника были объединены в книги, которые являются наследием монаха. Они были опубликованы много лет после его ухода из жизни.

  • «Двери покаяния. Слова и проповеди»
  • «Болезнь и смерть»
  • «Борьба со страстями»

Цитаты

«С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить — и все читать. Сто раз прочитай, а там всё равно всё будет недочитанное».

«Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в неограничении своих желаний, но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети».

«Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы».

«Враг обычно подбегает и твердит: не спускай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охранение от заклевания — смиренная уступчивость».

«Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе».

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0