Все знаменитости
Гас Ван Сент (Gus Van Sant) – биография, фото, фильмы, личная жизнь, жена, дети, рост 2023
601
15
0
11 минут
Биография Гаса Ван Сента
Гас Ван Сент – знаменитый американский режиссер, обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, еще в начале своего творчества сумевший снискать признание как среди любителей независимого кино, так и у более широкой аудитории. Самый известный фильм его авторства – это «Умница Уилл Хантинг», однако больше его стиль, скорее, характеризуют такие картины как «Мой личный штат Айдахо», «Аптечный ковбой», «Параноид-парк» и другие.На фото: Гас Ван Сент (Gus Van Sant)Герои Ван Сента, как правило, – это в том или ином плане изгои и аутсайдеры. Но они не неудачники в классическом понимании, а люди, решившие и решившиеся переступить черту, отвернуться от чуждого им общества с его правилами и стремлением подавить и ограничить свободную и «иную» личность. «Другие» – наверное, это определение подходит к «чудакам» Ван Сента больше всего. Это совсем не значит, что сам режиссер всегда на их стороне – делать выводы он предлагает в первую очередь зрителю.Гас Ван Сент и сам Другой, и в какой-то степени изгой тоже, но в мире кино – он как никто свой, потому что, несмотря ни на что, он смог сохранить себя и выразить с помощью особого киноязыка близкие и понятные ему эмоции и душевные состояния. Какова же история жизни и творчества этого отшельника, для которого независимость – не поза, а модус жизни?
Детство и юношеские годы
Будущий режиссер родился в семье голландских эмигрантов Бэтти и Гаса Грина Ван Сент в Луисвилле штата Кентукки. Его отец был успешным коммивояжером, поэтому по роду деятельности ему приходилось много разъезжать по стране. Мальчик с детства привык к постоянным переездам, а также частому отсутствию отца, которого ему очень не хватало. Их семья была довольно зажиточной, поэтому недостаток внимания к детям родители старались компенсировать материальными благами.Подаренная родителями кинокамера стала спутником Гаса Ван Сента по жизниВидя склонность сына к рисованию, они определили его в лучшую художественную школу в Рой-Айленде, где юный Гас изучал основы изобразительного искусства и графического дизайна. Там он увлекся любительской киносъемкой, а родители тут же приобрели ему 8-ми миллиметровую камеру, которая являлась достаточно большой редкостью по тем временам. В подростковом возрасте юноша вместе с одноклассниками увлекся сочинением музыки, а в начале 80-х, уже обосновавшись в Портленде, организовал собственную группу Destroy All Blondes.Начало творческого пути
Впоследствии он объездил немало городов и попробовал себя в разных сферах – работал звукорежиссером, снимал музыкальные клипы и рекламные ролики, но со временем все больше склонялся к кинематографу, лелея мечту снять настоящий полнометражный фильм. Скопив необходимую сумму (25 тысяч долларов), в 1985 году Гас наконец-то смог реализовать свою задумку и презентовал дебютную картину «Дурная ночь». Лента привлекла внимание зрителей и кинокритиков смелой тематикой и оригинальными режиссерскими находками и была названа лучшей независимой картиной года.Помимо кино, еще одним увлечением Гаса Ван Сента стала музыкаЗа основу сюжета была взята история мелкого американского буржуа, которого охватила неудержимая и безответная любовная страсть к молоденькому нелегалу-мексиканцу. Ван Сент очень искренне и открыто обрисовал весь драматизм сложившейся ситуации, которая усугублялась расовыми предрассудками и неприятием обществом открытого проявления «запретной» любви.Дебютной картиной Гаса Ван Сента стала «Дурная ночь» в 1985 годуФильм получился в какой-то степени автобиографичным (режиссер сам был открытым геем и никогда не скрывал этого) и чрезвычайно смелым для середины восьмидесятых, ознаменовавшихся самым разгаром истерии по поводу эпидемии СПИДа. Дебютная картина не осталась незамеченной, и о Ван Сенте заговорили как о новом явлении в американском кинематографе.Золотая коллекция кино
Следующую ленту режиссера, «Аптечный ковбой», ждал поистине настоящий успех. История о четырех наркоманах, промышляющих грабежом аптек с целью добыть себе дозу, пришлась по вкусу искушенным американским зрителям. Картина была показана на Берлинале и стала звездным часом актера Мэтта Диллона. В отличие от предыдущей, ее бюджет составил уже шесть миллионов долларов, что автоматически перевело Ван Сента из любителей в категорию режиссеров, способных снимать успешное коммерческое кино. Но Гас и тут нарушил все существующие стереотипы, и, отказавшись от дорогостоящих проектов, снова снял малобюджетный фильм. Но зато какой!Ривер Феникс, Гас Ван Сент и Киану Ривз во время съемок фильма «Мой личный штат Айдахо»В 1991 году он представил на фестивале в Венеции «Мой личный штат Айдахо», который многие до сих пор считают главным достижением в его творческой карьере. В ленте присутствуют отсылки к шекспировскому «Генриху IV», адаптированному на современный лад. В центре повествования – два приятеля-гея, путешествующих по Америке в вечном поиске себя и смысла жизни и подрабатывающих тем временем проституцией.Трейлер фильма Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо»Режиссер пригласил на главные роли кумиров тинейджеров начала девяностых Киану Ривза и Ривера Феникса. Несмотря на то, что гомосексуальные образы могли навредить их репутации, актеры без колебаний согласились принять участие в съемках и настолько блестяще справились с поставленной задачей, что тут же были признаны звездами первого эшелона. Особенно Ван Сента поразил Феникс, который буквально перевоплотился в своего персонажа. За эту роль Ривер получил престижную награду Венецианского фестиваля. К сожалению, им больше не довелось поработать вместе: спустя два года актер погиб от передозировки наркотиков, унеся с собой в могилу мечту режиссера снять его в роли культового Энди Уорхола.Гас Ван Сент и Николь Кидман на съёмках картины «Умереть во имя»После успеха «Моего личного штата» за Ван Сентом прочно закрепилось звание первооткрывателя высококлассных актеров. С его помощью весь мир узнал о Николь Кидман, которая сыграла главную роль в драме «Умереть во имя», получив за эту работу свой первый «Золотой глобус». Кроме нее, в картине блистали Мэтт Диллон, Кейси Аффлек и младший брат Феникса Хоакин, а режиссер впервые получил со своего творения внушительные финансовые дивиденды.Трейлер фильма Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг»В 1997 году на экраны вышла лента, хорошо известная на всем постсоветском пространстве – «Умница Уилл Хантинг». Сценарий написали два друга, молодые начинающие актеры Мэтт Дэймон и Бен Аффлек, которые принесли текст режиссеру с условием, что сами исполнят в фильме главные роли. И хотя получившаяся картина не совсем соответствовала привычному стилю Ван Сента, она тут же покорила сердца зрителей на всех континентах, принеся своему создателю невероятный коммерческий успех и мировую славу. Аффлек и Дэймон проснулись знаменитыми, и даже титулованный Робин Уильямс получил за роль второго плана свой первый и единственный «Оскар». Нет смысла пересказывать сюжет картины, ее все видели, а кто пропустил – обязательно посмотрите!«Об изоляции»
Воодушевленный успехом «Умницы», Ван Сент замахнулся на киноклассику и задумал сделать ремейк «Психо» Хичкока. Но критики беспощадно раскритиковали картину, да и зрители признали ее откровенно слабой. Не произвел особого впечатления и «Найти Форрестера», вышедший на экраны в 2000-м. Сделав небольшую паузу и вдохновившись за это время творениями венгерского режиссера Белы Тара, Ван Сент один за одним снял три фильма, которые киноведы условно объединили в трилогию «Об изоляции». Тема одиночества и изоляции от общества всегда интересовала режиссера, ведь по его собственному признанию, он сам в двенадцать лет отгородился от внешнего мира, и с тех пор его взгляды на жизнь практически не изменились. Конечно, это связано не только с его нетрадиционной ориентацией, но и в целом с внутренним ощущением мира.Гас Ван Сент, Кейси Аффлек и кинооператор Харрис Савидис на премьере картины «Джерри»Так, первая картина условной трилогии, «Джерри» (2002) – это история о том, как два парня (в исполнении Кейси Аффлека и Мэтта Дэймона), заблудившись в пустыне, медленно погибают от изнурительной жары и жажды, попав таким образом в физическую изоляцию. Фильм снят так, что к его финалу зритель впадает в некую прострацию и даже может достичь состояния транса. Перед началом съемок Ван Сент уничтожил все экземпляры сценария, поэтому все диалоги в картине – чистая импровизация.Трейлер фильма Гаса Ван Сента «Слон»«Слон» (2003) снят намного динамичней, чем предыдущая картина, но так же, как и «Джерри», повествует об изоляции – на этот раз социальной. В основу сюжета легли печально известные реальные события, произошедшие в американской школе «Колумбайн» в 1999 году. Двое учеников, заряженных ненавистью к окружающему миру, приобрели оружие и расстреляли своих учителей, одноклассников и просто попавших под руку школьников. Примечательно, что в съемках были задействованы обычные школьники из Портленда, которые во время съемок часто сами придумывали себе диалоги. Фильм получил главный приз Каннского фестиваля, неожиданно опередив безусловного фаворита – «Догвилль» Ларса фон Триера.Байопик «Последние дни» (2005) режиссер посвятил Курту Кобейну, которого знал лично. Потрясенный его трагической смертью, он задумал рассказать о последних днях жизни культового музыканта. С помощью киноязыка Ван Сент постарался передать душевное состояние Кобейна перед смертью, которое также стало для того следствием внутренней изоляции.Кадр из фильма Гаса Ван Сента «Последние дни»Режиссер и сам столкнулся с негативными последствиями мировой славы и бешеной популярности, из-за чего предпочел осесть в тихом уединенном Портмунде, а не прожигать жизнь в пафосном и циничном Лос-Анджелесе или суетливом Нью-Йорке. Главную роль мастерски исполнил Майкл Питт, который перед съемками не только изнурил себя голодовкой и бессонницей, но и сам написал и исполнил две музыкальные композиции, вошедшие в фильм.