Все знаменитости
Георгий Товстоногов – биография, фото, личная жизнь, театр
622
15
0
9 минут
Георгий Товстоногов: биография
Георгий Товстоногов был режиссером, учителем и автором книг о режиссуре. Его имя связано с определенным периодом в истории советского театра. Георгий Александрович Товстоногов родился 28 сентября 1915 года в Тифлисе, который сегодня называется Тбилиси.
Режиссер Георгий Товстоногов
Его отец был инженером-железнодорожником и имел высокий статус в грузинском Министерстве путей и сообщений. Мать, Тамара Папиташвили, получила диплом вокалистки в Петербургской консерватории. Его младшая сестра, Натела Товстоногова, вышла замуж за актера Евгения Лебедева и связала свою жизнь с талантливыми творческими людьми.
Георгий закончил школу раньше своих сверстников и получил образование в 15 лет. Еще в юности он увлекался театром и часто ходил на спектакли со своим дядей, который был артистом в драмтеатре Тифлиса. Однако отец не одобрял этого увлечения и настоял на том, чтобы Георгий выбрал другую профессию. По его совету и благодаря помощи знакомого Георгий поступил в Тбилисский железнодорожный институт, который был рекомендован Георгием Товстоноговым.
Юный Георгий Товстоногов и его сестра Натела
Сын не мог противостоять своей природе, чтобы угодить своим родителям. После года обучения в 1931 году он покинул университет и стал актером и помощником режиссера Николая Яковлевича Маршака. Потенциал Товстоногова был настолько очевиден, что в 1933 году Маршак поручил ему самостоятельную работу. Спектакль по произведению Антона Павловича Чехова под названием "Предложение" был успешным в городе.
Начинающий режиссер был вдохновлен своей первой удачей. В 1933 году он поступил в ГИТИС, но был слишком молод для прохождения конкурсного отбора, поэтому он увеличил свой возраст на 2 года в документах. Его педагогами стали известные режиссеры Андрей Михайлович Лобанов и Алексей Дмитриевич Попов.
Георгий Товстоногов
В то же время, когда Товстоногов учился, он продолжал работать в ТЮЗе. После первого спектакля были поставлены другие произведения, такие как «Женитьба», «Музыкантская команда», «Голубое и розовое», «Великий еретик», «Троянский конь» и многие другие.
Молодой человек был разбит в 1937 году, когда его отец был арестован и он стал сыном врага народа. Ему было невозможно продолжить обучение в столичном институте, так как его отчислили с 4-го курса ГИТИСа. Товстоногов надеялся вернуться, и случайно услышанная фраза Иосифа Сталина "Сын не отвечает за отца" позволила ему вернуться на курс и успешно закончить обучение в 1938 году.
Театр
Товстоногова получил предложение стать режиссером в Тбилисском драматическом театре имени А. С. Грибоедова, где он познакомился с народным артистом СССР Акакием Хоравой. Благодаря помощи Георгия Александровича, Товстоногов стал преподавателем актерской группы в театральном институте имени Шота Руставели. С этого момента его стали воспринимать как профессионального режиссера.
Режиссер Георгий Товстоногов
В тбилисском драмтеатре впервые был поставлен спектакль «Дети Ванюшина». До 1946 года Георгий Александрович работал с артистами в своем родном городе и поставил такие спектакли, как «Кремлевские куранты», «Парень из нашего городка», «Школа злословия», «Ленушка» и «Лисички».
После этого он был приглашен в Москву, где в период с 1946 по 1949 годы возглавлял Гастрольный реалистический театр и Центральный детский театр. В последнем он поставил известные спектакли «Где-то в Сибири» и «Тайна вечной ночи». Товстоногов сумел успешно сочетать работу над обязательными постановками в этих театрах с режиссурой спектаклей в студии Театра оперетты и Русском драматическом театре в Алма-Ате.
Георгий Товстоногов и Светлана Крючкова
В 1949 году режиссер получил новую работу и Ленинград стал его вторым родным городом. Он работал главным режиссером в театре имени Ленинского комсомола с 1950 по 1956 годы. Этот театр стал его домом.
В преддверии своего 37-го дня рождения в 1956 году труппа театра им. Ленинского комсомола получила нового руководителя, который стал уже 11-м в их истории. В то время театр находился в упадке и был аутсайдером среди других ленинградских сцен. Репертуар не имел логики, режиссеры не работали достаточно с актерами, а зрители в зале были случайными.
Георгий Товстоногов на репетиции
Несмотря на это, в труппе были собраны звезды. Такие известные артисты, как Елена Грановская, Ольга Казико, Василий Софронов, Виталий Полицеймако, ждали человека, который смог бы изменить направление театра.
Мастер провел радикальные изменения, которые включали увольнение около 30 артистов и обновление труппы с помощью мастеров и молодых актеров. Главной целью было привлечение новых зрителей и возвращение старых. Три премьеры - "Шестой этаж", "Безымянная звезда" и "Когда цветет акация" - были созданы для достижения этой цели. "Когда цветет акация" стал городской легендой.
Евгений Лебедев и Георгий Товстоногов после спектакля «История лошади»
Необычная режиссура, захватывающие детали, актеры, умело использующие пространство и взаимодействующие с зрителями, произвели впечатление. Легкая и радостная постановка привлекала своей живостью и эмоциональностью. Зал театра был заполнен зрителями. Следующим спектаклем, поставленным Товстоноговым, стал "Лиса и виноград". Он был представлен через три месяца и стал первым в серии новых, актуальных и соответствующих времени постановок.
Как режиссер и учитель, Георгий Товстоногов достиг успеха. Он тщательно работал с актерами, направляя их и помогая им улучшать свои навыки в профессии. Он был лидером своей труппы и привлекал зрителей. Он улучшал методы, технику и навыки режиссера.
Георгий Товстоногов в театре
Руководитель театра был преданным сцене, репетициям и дебютам, что привлекло уважение со стороны коллег, сотрудников, театрального сообщества и зрителей. Театр получил уверенного лидера и утвердил свое звание одного из лучших в городе.
Артисты были увлечены методом Товстоногова, и появление собственной аудитории подтвердило его эффективность. Жители Петербурга и туристы считали своим долгом посещать премьеры этого талантливого деятеля. В течение 33 лет Георгий Александрович был директором театра, название которого стало известно по всей стране.
Памятник Георгию Товстоногову
Он получил Сталинскую и Ленинскую премии за свою работу. Никаких аналогов для спектаклей Товстоногова не было, а другие режиссеры учились у него, чтобы заимствовать его творческий стиль. Он помог дебютировать драматургам Александру Володину и Виктору Розову.
Пьесы Товстоногова были показаны в России, Польше, Финляндии, Болгарии и Германии. Он создавал телевизионные и радио-постановки. С 1957 года он был членом редакционной коллегии журнала "Театр", а с 1964 года был председателем президиума Всероссийского театрального общества.
В 1958 году Георгий Товстоногов начал преподавать в ЛГИТМИКе. В 1968 году он получил статус доктора искусствоведения. С 1970 года он стал заведующим кафедрой режиссуры в институте. Его спектакли, которые он поставил со студентами, были широко известны в Ленинграде и других городах.
Личная жизнь
Театральное дело тесно связано с биографией Георгия Товстоногова. Его личная жизнь была наполнена романтическими увлечениями, связанными с его профессией. Режиссер влюблялся и проявлял симпатию, но всегда ждал достойной женщины, которая могла бы создать атмосферу и уют, как в доме его родителей, чтобы создать настоящую семью.
Саломе Канчели и Инна Кондратьева, жены Георгия Товстоногова
Товстоногов верил, что партнер в жизни обязательно должен обладать творческими способностями. Его первой супругой стала актриса Саломе Канчели. Они поженились в 1943 году, но через два года развелись. В браке у них появились любимые дети - сыновья Николай и Александр.
Во втором браке Товстоногова, который состоялся в 1958 году, его избранницей стала актриса Инна Кондратьева. Однако через 4 года их союз закончился.
Георгий Товстоногов-младший, внук Георгия Товстоногова
Дети режиссера и внук последовали примеру своего знаменитого родственника и также увлеклись кинематографом. Сыновья развивали свой собственный стиль в творчестве, а Георгий Товстоногов-младший неосознанно следовал путем, который выбрал его дед. В 2012 году жизнь внука режиссера закончилась трагически.
Смерть
До конца своей жизни Товстоногов был руководителем любимого театра, не пропускал ни одного спектакля или репетиции, и регулярно общался со своими коллегами. На 23 мая 1989 года была запланирована премьера спектакля, и после согласования даты, режиссер отправился домой на машине, но, к сожалению, не доехал до места назначения.
Большой драматический театр имени Георгия Товстоногова
Режиссер скончался из-за остановки сердца, что стало трагедией для театрального Петербурга. Этот человек вдохновил несколько поколений и его уход был большой потерей. Георгий Товстоногов похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Некрополе мастеров искусств. На могиле установлен памятник в виде распятия.
После ухода режиссера театр имени Ленинского комсомола был переименован в Большой драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова. Фотографии режиссера до сих пор украшают вестибюль и холлы здания. Ученики и последователи часто рассказывают в интервью о работе и советах мастера сцены.
Могила Георгия Товстоногова
Книги Товстоногова, которые составляют его творческое наследие, включают в себя следующие названия: "Беседы о режиссуре в современном театре", "О профессии режиссера", "Круг мыслей", "Классика и современность" и "Зеркало сцены".
В честь Георгия Товстоногова были созданы документальные картины «Жить, размышлять, ощущать, любить…», «Мифы о Гоге», «Отражения».
Постановки
- 1955 — «Оптимистическая трагедия»
- 1959 — «Варвары»
- 1959 — «Пять вечеров»
- 1962 — «Горе от ума»
- 1965 — «Три сестры»
- 1966 — «Мещане»
- 1969 — «Король Генрих IV»
- 1972 — «Ревизор»
- 1972 — «Ханума»
- 1974 — «Три мешка сорной пшеницы»
- 1975 — «История лошади»
- 1983 — «Смерть Тарелкина»
- 1985 — «На всякого мудреца довольно простоты»
- 1987 — «На дне»