Biografii.net
Все знаменитости

Гюстав Курбе – биография, творчество, личная жизнь, причины смерти

    567

    15

    0

    10 минут

Поделиться с друзьями

Гюстав Курбе – биография, творчество, личная жизнь, причины смерти i

Гюстав Курбе: биография

Гюстав Курбе, художник из Франции, стал известен благодаря своим реалистичным портретам голых людей, которые вызывали недоумение у зрителей. Однажды писатель Александр Дюма (сын) увидел картину "Спящие" и назвал Курбе "человеком и художником, который изображает внутренности". До сих пор его работа "Происхождение мира" считается одной из самых скандальных и обсуждаемых.

Детство и юность

10 июня 1819 года в Орнане, французский городок рядом с швейцарской границей, родился Жан Дезире Гюстав Курбе. Его отец, Режис Курбе, был владельцем виноградников. С детства Гюстав был характерен: в 1831 году его отправили в семинарию, где он проявил свой талант в проповеди, но духовенство отказывалось прощать ему грехи. Представители церкви бежали от 12-летнего француза, считая его дьяволом.

Автопортрет Гюстава Курбе в молодостиАвтопортрет Гюстава Курбе в молодости

Курбе, маленький человек, который хотел сохранить свою репутацию как нарушитель морали, составил список грехов, которые можно было бы совершить, начиная от мелких проступков до серьезных преступлений. Однако, обучение в семинарии не принесло результатов, и в 1837 году Гюстав, по настоянию своего отца, поступил на подготовительные курсы юриспруденции в Королевский колледж Безансона.

В то же время юноша заинтересовался живописью и начал обучаться у представителя неоклассицизма Шарля-Антуана Флажуло. Творческая деятельность привлекала француза больше, чем изучение права. Курбе отмечал:

«В колледже я научился презирать учение. Я узнал все, что требовалось, и решил не забивать голову ненужными вещами».

В 1839 году юноша отправился в Париж, уведомив своего отца о своем намерении изучать право. В главном городе Франции он познакомился с Франсуа Бонвеном, который в будущем стал знаменитым жанристом. Бонвен показал Курбе Лувр.

Гюстав КурбеГюстав Курбе

Француз был впечатлен картинами маленьких голландцев и известных испанских художников, таких как Бартоломе Мурильо, Франсиско де Сурбарана и Диего Веласкес. Когда он стал художником, Гюстав использовал их стиль, чтобы создавать яркие картины с темными оттенками.

После экскурсии по Лувру, молодой человек окончательно решил выбрать живопись в качестве своей основной деятельности. Он поступил в мастерскую романиста Шарля де Штейбена, а затем переехал в Швейцарию, чтобы продолжить свое обучение. Возможно, это начало биографии Курбе-художника.

Творчество

В швейцарских мастерских не изображали пейзажи и натюрморты, а рисовали человеческую натуру, чаще всего голую. Возможно, Курбе начал свое творческое развитие с автопортретов из-за неумения работать с другими материалами.

Картина Гюстава Курбе «Автопортрет с черной собакой»Картина Гюстава Курбе «Автопортрет с черной собакой»

В 1841 году Гюстав написал «Автопортрет с черной собакой», используя в качестве фона вход в грот Плезир-Фонтен. На коленях художника сидел черный вислоухий спаниель, который был у него годом ранее, когда он написал письмо своим родителям.

«Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем, ее подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне».

В 1844 году Курбе представил свой «Автопортрет с черной собакой» на выставке в Париже, которая считалась престижной во Франции. В последующие годы он создал множество других автопортретов, таких как «Мужчина с трубкой», «Человек с кожаным поясом», «Здравствуйте, господин Курбе!» и «Отчаяние».

Картина Гюстава Курбе «Отчаяние»Картина Гюстава Курбе «Отчаяние»

В тот же год Гюстав Курбе отправился в путешествие по Бельгии и Нидерландам, где познакомился с продавцом картин. Благодаря этому Хендрик Виллем Месдах, основатель Гаагской школы живописи и ведущей школы в Нидерландах, приобрел 7 работ художника. Таким образом, Курбе стал известен за пределами Франции, где он родился.

После успеха своей картины "Автопортрет с черной собакой", художнику было отказано в выставке на Парижском салоне из-за расцвета академического стиля. Отказ услышали и другие художники, такие как Эжен Делакруа, Оноре Домье, Теодор Руссо и Антуан-Луи Бари. Они планировали создать арт-пространство, которое было бы не менее престижным, чем Парижский салон, но их планы были нарушены в результате революции 1848 года.

Картина Гюстава Курбе «Послеобеденный отдых в Орнане»Картина Гюстава Курбе «Послеобеденный отдых в Орнане»

После революции, картины Курбе регулярно появлялись на выставках в Парижском салоне. В 1849 году была выставлена картина "Послеобеденный отдых в Орнане", которую купило правительство Франции, а сам художник был удостоен Большой золотой медали салона. Эта награда дала Гюставу возможность выставлять свои картины без разрешения в будущем.

В 1853 году Курбе представил обществу свою картину «Купальщицы», на которой изображена полная женщина со спины. В отличие от женщин эпохи Ренессанса, она была слишком толстой и обрюзгшей по современным меркам. Один из критиков заметил, что даже крокодил потерял бы аппетит при виде такого тела.

Картины Гюстава Курбе «Купальщицы» и Антонио да Корреджо «Не прикасайся ко Мне»Картины Гюстава Курбе «Купальщицы» и Антонио да Корреджо «Не прикасайся ко Мне»

В картинах были обнаружены библейские элементы. Например, позы героинь напоминали позы Марии Магдалины и Иисуса Христа из евангельской истории "Не прикасайся ко мне" (картина Антонио да Корреджо "Noli me tangere"). Зритель не был готов к такому реалистичному изображению, а Наполеон III, увидев картину, показательно отверг ее. Гюстав Курбе, который ожидал высокой оценки общества, только стал еще более гордым.

«Я привел в ужас весь художественный мир».

Художник не испугался негативных отзывов и продолжил изображать голые тела. Иногда ему помогали женщины, которые позировали на фотографиях Валла де Вильнева, поэтому работы Курбе стали более реалистичными, чем художественными.

Картина Гюстава Курбе «Спящие»Картина Гюстава Курбе «Спящие»

В 1866 году Гюстав Курбе создал две провокационные картины. Одна из них, "Происхождение мира", была выставлена только в XX веке. Вторая картина, "Спящие", была передана общественности в 1872 году и вызвала новую волну возмущения.

На изображении находятся две голые спящие женщины, возможно, после сексуального акта - это подтверждают разбросанные украшения и помятое постельное белье. Непристойность картины стала причиной полицейского расследования в 1872 году. Более ста лет, до 1988 года, произведение находилось в частных коллекциях и было запрещено для публикации.

«От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного», — возмущался Александр Дюма (сын) в письме к Жорж Санд, увидев «Спящих».

Счастливо, Дюма-младший не видел самую скандальную картину Курбе "Происхождение мира", но стал ключом для раскрытия великой художественной тайны - кто была натурщицей. На холсте, написанном по заказу шейха Халила Шерифа Паши, изображена женщина с раскрытыми бедрами: на переднем плане покрытые волосами половые органы, затем - живот и обнаженная грудь.

Картина Гюстава Курбе «Происхождение мира» (с цензурой)Картина Гюстава Курбе «Происхождение мира» (с цензурой)

По одной из распространенных версий, моделью для Курбе была ирландская женщина по имени Джоанна Хиффернан, которая была любовницей художника Джеймса Уистлера и также была изображена на одной из его картин «Спящие».

В 2013 году была показана вторая часть картины "Происхождение мира", найденная частным коллекционером. На этой картине изображена голова девушки, которая, как утверждают, является героиней скандального полотна. Искусствовед Жан-Жак Фернье узнал в этой девушке Хиффернан.

Натурщица Джоанна ХиффернанНатурщица Джоанна Хиффернан

Сотрудники музея Орсе, где находится оригинал картины "Происхождение мира", высказали свои сомнения по этой теории. В 2018 году историк Клод Шопп расшифровал фразу из писем Александра Дюма (сына) к Жорж Санд.

«Нельзя описать самой изящной и точной кистью деликатное нутро мадемуазель Кенье из Оперы».

Возможно, имели в виду известную танцовщицу Констанс Кенье, которая в то время, когда была написана книга "Происхождение мира", была в отношениях с шейхом Халилом Шерифом Пашей. Современные эксперты в области искусства считают эту теорию наиболее вероятной.

Картина Гюстава Курбе «Мастерская художника»Картина Гюстава Курбе «Мастерская художника»

"Происхождение мира" - картина, вызывающая наибольшие споры в коллекции Гюстава Курбе. Она была написана в 1866 году, пережила Вторую мировую войну и была считана утерянной, но в 1955 году была обнаружена психоаналитиком Жаком Лаканом. Произведение было хранится в тайне за сдвигающимся полотном и послужило источником вдохновения для написания работы "Четыре основных понятия психоанализа".

После смерти Лакана картина была передана в музей Орсе в качестве оплаты налога на наследство. С тех пор "Происхождение мира" выставляется за непробиваемым стеклом, а охранник круглосуточно находится рядом, чтобы предотвратить возможную реакцию зрителей.

Личная жизнь

Мало известно о личной жизни Гюстава Курбе. Слухи гласят, что художник имел романы с несколькими натурщицами, включая Джоанн Гифферман и Констанс Кенье. Однако, Вирджиния Бине была той, кто привлекал внимание Курбе в течение 10 лет.

Гюстав КурбеГюстав Курбе

В начале 1840-х годов пара познакомилась в Париже. В 1847 году у них родился сын, который умер в возрасте 25 лет. В 1850-х годах влюбленные расстались, возможно, потому что Гюставу надоело общение только с одной девушкой. Вирджиния забрала ребенка к себе.

Смерть

В 1871 году Курбе поддержал Парижскую коммуну и был назначен комиссаром по культуре. Его обязанностью была защита произведений искусства во время осады Парижа. Используя свой официальный статус, художник предложил удалить Вандомскую колонну, которая, по его мнению, создавала "впечатление кровавого ручья в мирном саду".

Вандомская колоннаВандомская колонна

В декрете о сносе памятника сказано, что

«колонна… является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побеждённых со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трёх великих принципов Французской республики — Братство…».

18 мая 1871 года была разрушена колонна, а через 10 дней Коммуна упала. Сторонников либо казнили, либо арестовывали. Вначале Курбе избегал наказания. 30 мая полиция обыскала его мастерскую и изъяла 106 полотен. 7 июня Гюстава арестовали. Он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения за участие в разрушении Вандомской колонны. Кроме того, художник должен был возместить расходы на восстановление памятника.

Могила Гюстава КурбеМогила Гюстава Курбе

Курбе продал свои картины, но денег не хватило. Чтобы избежать банкротства из-за ежегодных выплат в 10 тысяч франков, художник убежал в Швейцарию 23 июля 1873 года.

Курбе страдал от развившегося геморроя и водянки, что серьезно подорвало его здоровье и превратило последние годы жизни в настоящий ад. Он скончался за день до наступления 1878 года - 31 декабря 1877 года.

Произведения

  • 1841 – «Автопортрет с черной собакой»
  • 1845 – «Отчаяние»
  • 1849 – «После обеда в Орнане»
  • 1853 – «Купальщицы»
  • 1853 – «Веяльщицы»
  • 1854 – «Здравствуйте, господин Курбе!»
  • 1855 – «Мастерская художника»
  • 1861 – «Женщина в белых чулках»
  • 1866 – «Спящие»
  • 1866 – «Происхождение мира»
  • 1870 – «Волна»

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0