Biografii.net
Все знаменитости

Иван Билибин – биография, фото, личная жизнь, картины, причина смерти

    660

    14

    0

    9 минут

Поделиться с друзьями

Иван Билибин – биография, фото, личная жизнь, картины, причина смерти i

Иван Билибин: биография

Известны всем иллюстрации к сказкам Александра Пушкина, таким как "Сказка о царе Салтане", "Золотой Петушок", "Рыбак и Рыбка".Иване-царевиче Художник-оформитель Иван Билибин, ученик Ильи Репина и автор изображения двуглавого орла, создал эти уникальные произведения искусства, включая "undefined" и "Серого Волка".

Детство и юность

4 (16) августа 1876 года в знатной и образованной семье родился Илья Яковлевич Билибин в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), недалеко от Санкт-Петербурга. Род Билибиных упоминается еще во времена Ивана Грозного.

Портрет Ивана БилибинаПортрет Ивана Билибина

Отчим Якова Ивановича работал в качестве военного врача, начиная с должности младшего врача на корабле, а затем продвигаясь до главного лекаря в морском госпитале в городе Либава, Латвия. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Мать Варвара Александровна также была связана с морем, так как ее отец был военным инженером. Она увлекалась музыкой и была мастером игры на рояле, обучаясь у известного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Иван получил хорошее образование от своих родителей. В 1888 году он поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию и успешно закончил ее, получив серебряную медаль.

Иван Билибин в молодостиИван Билибин в молодости

С молодости Билибин был талантливым художником, его работы были яркими и реалистичными. Однако он не считал искусство своим основным занятием. Только в 1895 году, когда он учился в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете, он поступил в художественную школу, которая была при Императорском обществе поощрения художников, и серьезно задумался о карьере иллюстратора.

В период обучения в университете, Иван Яковлевич получал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, а также у Ильи Репина. Сначала он учился в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста в 1900 году, продолжил обучение в Императорской Академии художеств до 1904 года.

Иван БилибинИван Билибин

Вероятно, Репин оказал значительное влияние на жизнь Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, молодой художник усердно работал, проводя за столом до 10 часов в день, улучшая свои наброски и картины, и за это был прозван Железной Рукой.

В 1898 году Иван Билибин присоединился к группе «Мир искусства», которая вначале помогала ему устраивать выставки.

Живопись

Согласно свидетельству современника Ивана Яковлевича - архитектора Григория Климова, важным моментом в жизни художника Билибина стало его посещение Тверской губернии летом 1899 года. Как отмечал Климов, это был решающий этап в жизни Билибина.

«Сделанные зарисовки и эскизы окружающего русского пейзажа — огромные лапы старых елей, красные мухоморы на изумрудном мху, тихие лесные ручьи и речки, затейливая деревянная резьба на крестьянских избах в деревне Егны невольно привели его к мысли иллюстрировать русские сказки».

Оставила свой отпечаток на картине "Богатыри" Виктора Васнецова. Иван Билибин создал свою первую книжную иллюстрацию к "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке", не выходя за пределы Тверской губернии.

Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»

В начале своей карьеры художник применял уникальную технику Билибина, которая заключалась в том, что он сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью без оттенков. Для этого он использовал кисть с косым кончиком. Художник считал, что график должен рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.

Иллюстратор, начинающий свой путь, создал рисунки к трем сказкам: "Об Иване-Царевиче...", "Царевна-Лягушка" и "Василиса Прекрасная". Он представил их в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг, где они вызвали огромный интерес. Билибину было предложено купить права на издание, и таким образом, билибинский стиль стал широко известен.

Иллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»Иллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»

В последующие годы художник занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет неопределенного лица, который до сих пор украшает страницы учебников по литературе. Он оживил сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане» и поэму «Садко».

Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих undefined, Алёшу Поповича и undefined, дополнив их союз изображением Змея ГорынычаОн также испытал свои силы в качестве дизайнера праздничных открыток (на День Ангела и Рождество) и рекламщика, создав иллюстрацию для рекламы пива "Новая Бавария".

Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Во время революции 1905 года, временное правительство попросило Ивана Яковлевича создать герб. Мастер создал знаменитого двуглавого орла, который стал официальным символом России в 1917-1918 годах. Хотя чиновники были довольны изображением, народ называл орла "ощипанной курицей", потому что у птицы не было ни скипетра, ни державы в лапах.

В 1907 году Билибин стал преподавателем в Императорском обществе поощрения художников. Он преподавал искусство графики в течение 10 лет и воспитал таких художников, как Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая жена Рене О’Коннель.

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»

В период с 1908 по 1911 год Иван Яковлевич разработал эскизы костюмов и декораций для оперы «Золотой Петушок» Николая Римского-Корсакова, оформил декорации к произведениям «Чудо святого Теофила» и «Честь и месть» Федора Сологуба, а также создал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».

В 1917 году Россия столкнулась с трудными временами. Чтобы избежать беспорядков, Билибин отправился в путешествие по Африке и Ближнему Востоку, где проживал в Египте, Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года он переехал в Париж и сразу же начал работать над оформлением. Билибин создал декорации для балета «Жар-птица» Игоря Стравинского, а также нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».

Рисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»Рисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»

Периодически Иван Яковлевич занимался рисованием "для души": создавал пейзажи (например, "Пирамиды в Египте", "Улочка в Каире", "Оливковые деревья", "Дюны на юге Франции"), портреты (Людмилы Чириковой) и мифические картины (например, "Птица Алконост" и "Райская птица Сирин").

В 1936 году художник решил вернуться на Родину и поселился в Ленинграде, где продолжал творить до начала войны. Во время осады города немцами, Билибин отказался эвакуироваться и остался на месте. Его последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.

Личная жизнь

Иван Билибин вступил в брак три раза. Каждая из его жен была творческой личностью, и он познакомился с ними в Императорском обществе поощрения художников.

Иван Билибин и его первая жена Мария ЧемберсИван Билибин и его первая жена Мария Чемберс

Мария Чемберс, англичанка с ирландскими корнями, стала первой женой. В 1902 году они поженились, а через год родился первый сын Александр, а в 1908 году - Иван. Семья Чемберс-Билибиных прожила вместе около десяти лет, но в 1911 году Мария не могла больше терпеть пьянство мужа и подала на развод. В 1914 году она уехала в Англию, забрав с собой детей.

Рене О'Коннель, вторая жена Ивана БилибинаРене О’Коннель, вторая жена Ивана Билибина

Иван Яковлевич второй раз вступил в брак с англичанкой Рене О’Коннель. Они прожили вместе пять лет, с 1912 по 1917 годы, но у них не было детей.

Иван Билибин и его третья жена Александра Щекатихина-Потоцкая с сыном МстиславомИван Билибин и его третья жена Александра Щекатихина-Потоцкая с сыном Мстиславом

Александра Щекатихина стала третьей и последней женой Билибина. У нее был сын Мстислав от первого брака. Они часто путешествовали вместе, посетив Египет, Палестину, Каир и Францию, а затем вернулись в Ленинград. В 1942 году Александра осталась вдовой и не вышла замуж в третий раз, прожив еще 25 лет после смерти мужа.

Масонством занимался Иван Билибин, принадлежал к русскому ложу «Северная звезда» в Париже. Впоследствии он основал свою организацию «Свободная Россия» и в 1932 году стал ее руководителем.

Смерть

После возвращения в Ленинград в 1936 году, Билибин с женой и сыном заселились в доме №25 на улице Гулярной (ныне - улица Лизы Чайкиной). На фотографиях видно, что на доме есть две мемориальные доски, которые, однако, противоречат друг другу. Одна из них:

«Здесь с 1937 г. по 1942 г. жил и работал художник театра и книги Иван Яковлевич Билибин».

Другая:

«В этом доме с 1936 года жили великие русские художники Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) и Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892-1967)».

Могила Ивана БилибинаИван Билибин похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств

Из-за бомбардировок фашистов квартира стала непригодной для жилья, поэтому Иван Билибин переехал в подвал Императорского общества поощрения художников, который стал для него вторым домом. 7 февраля 1942 года он был доставлен в больницу при Императорской академии художеств, где вскоре умер от голода и обморожения.

Художник нашел свое последнее пристанище в общей могиле преподавателей Академии изобразительных искусств рядом с Смоленским кладбищем.

Произведения

Иллюстрации к сказкам:

  • 1899-1901 – «Царевна-Лягушка»
  • 1899 – «Сказка об Иване-Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»
  • 1899-1900 – «Василиса Прекрасная»
  • 1901 – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • 1902 – «Белая уточка»
  • 1905 – «Сказка о царе Салтане»
  • 1906 – «Сказка о Золотом петушке»

Эскизы костюмов и декораций для спектаклей:

  • 1908 – «Действо о Теофиле»
  • 1908 – «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1908-1909 – «Золотой петушок»
  • 1908 – «Честь и Месть»
  • 1914 – «Садко»
  • 1930 – «Борис Годунов»
  • 1937 – «Сказка о царе Салтане»

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0