Biografii.net
Все знаменитости

Иван Крамской – биография, фото, личная жизнь, картины, произведения

    552

    13

    0

    9 минут

Поделиться с друзьями

Иван Крамской – биография, фото, личная жизнь, картины, произведения i

Иван Крамской: биография

Иван Николаевич Крамской, известный передвижник и один из главных реформаторов искусства XIX века, мог бы оставить свой след в истории русского искусства, если бы написал только один портрет - "Неизвестной". Эта картина, которая является одним из самых ценных экспонатов в московской Третьяковской галерее, известна каждому на территории постсоветского пространства. "Неизвестную" портретируют как русскую Джоконду.

Картина Ивана Крамского «Неизвестная»Картина Ивана Крамского «Неизвестная»

Тем не менее, художник дал миру множество картин, которые вызывают восхищение, удивление и привлекают внимание. Среди них "Лунная ночь", "Мина Моисеева", "Русалки" и "Христос в пустыне". В начале своей карьеры он возглавил "бунт четырнадцати" и создал объединение передвижников. Крамской был также тонким художественным критиком и стал идеологом целого поколения художников-реалистов.

Детство и юность

Летом 1837 года в Новой Сотне, расположенной в Воронежской губернии, появился на свет художник. Он вырос в семье мещанина, который работал чиновником-делопроизводителем.

Родители мечтали, чтобы Ваня стал писарем, но сосед-художник Михаил Тулинов случайно помешал их планам. Он познакомил маленького Крамского с миром искусства и научил его рисовать акварелью. С тех пор мальчик стал рисовать все, что видел, и не упускал ни одной возможности взять в руки карандаш.

Портрет Ивана Крамского. Художник РепинПортрет Ивана Крамского. Художник Репин

В 12 лет Иван Крамской закончил учебу в Острогожском училище, получив грамоты по всем предметам. В тот же год он потерял отца и начал работать. Он нашел работу в городской Думе, где его отец раньше работал писарем. Крамской улучшал свою каллиграфию и помогал при земельных делах. Он всегда хотел рисовать, поэтому он начал работать ретушером у фотографа, с которым путешествовал по всей России.

Жизнь Ивана Крамского изменилась после события, произошедшего в 1853 году. В возрасте 16 лет в Острогожск прибыл полк драгун, вместе с которым приехал фотограф Яков Данилевский. Молодой художник начал работать у Данилевского в качестве ретушера за 2 рубля 50 копеек в месяц. Однако, главное, что за 3 года работы с талантливым фотографом, Иван многому научился. После этого он переехал в Санкт-Петербург из провинциального губернского городка.

Иван Крамской в молодости. АвтопортретИван Крамской в молодости. Автопортрет

В Петербурге Иван Крамской перешел к другому фотографу, Александровскому. В то время помощник Александровского был известен как "бог ретуширования", так как его мастерство было на высшем уровне. Крамской начал проявлять свой талант в портретной фотографии. Благодаря помощи Александровского, он был приглашен в фотоателье Андрея Деньера, где Александровский стал фотографом императорской семьи и получил "Орла". Крамской стал очень популярным среди петербургской элиты, которая стояла в очереди за его отретушированными фотографиями.

Иван Крамской исполнил свою детскую мечту и поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Он был зачислен в группу профессора Алексея Маркова и стал лидером молодых художников в академии в первые годы обучения.

Автопортрет Ивана КрамскогоАвтопортрет Ивана Крамского

В 1863 году талантливый художник получил две медали - Малую серебряную и Малую золотую. Он не получил главную награду - Большую золотую медаль и оплаченную поездку за границу, так как для этого нужно было нарисовать картину на заданную тему в рамках творческого конкурса.

Однако 14 из 15 претендентов на медаль отказались изображать сюжет из скандинавской мифологии - общество проявляло интерес к реалистическому жанру и картинам, отображающим обыденную жизнь. Иван Крамской возглавил бунтарей. Студентам было отказано в прошении на рисование не мифического сюжета, и они покинули выпускной экзамен.

Живопись

После завершения обучения в академии, Крамской создал и стал руководителем Артели свободных художников, в которую вошли его коллеги и единомышленники. Художники принимали заказы на портреты и репродукции известных картин, а также иллюстрировали книги.

Иван Крамской за работойИван Крамской за работой

Иван Крамской был известен своим трудолюбием: он создавал портреты, искал клиентов, управлял финансами и принимал учеников. Один из его учеников был Илья Репин. В середине 1860-х годов художник начал работать над росписью куполов Храма Христа Спасителя в Москве, используя зарисовки на картоне, которые Крамской создал еще во время учебы.

В 1869 году художник отправился в Европу, чтобы изучить искусство Запада. Впечатления, которые он получил после посещения художественных галерей европейских столиц, были противоречивыми. В отличие от многих россиян, западное искусство не вызвало у него восторга.

Картина Ивана Крамского «Христос в пустыне»Картина Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Когда художник вернулся домой, он столкнулся с проблемой с коллегой из артели: тот нарушил правила "четырнадцати" и получил оплаченную поездку за границу от Академии художеств. Крамской решил покинуть артель, и без него сообщество быстро распалось.

Новое творческое объединение было основано живописцем, который назвал его Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с Крамским, Григорий Мясоедов, Алексей Саврасов и Василий Перов стали соучредителями этого товарищества. Художники-передвижники противостояли сторонникам академизма, организовывали передвижные выставки во всех городах империи, чтобы популяризировать искусство и сделать его доступным для народа.

Картина Ивана Крамского «Русалки» («Майская ночь»)Картина Ивана Крамского «Русалки» («Майская ночь»)

На выставках передвижников люди покупали полотна, которые им нравились. Одно из таких полотен - "Майская ночь" от Крамского - было куплено меценатом и галеристом Павлом Третьяковым. Художник нарисовал мистический сюжет, вдохновленный повестью Николая Гоголя, в Малороссии.

В 1872 году Иван Крамской закончил работу над своей знаменитой картиной "Христос в пустыне". За нее Третьяков купил полотно за 6 тысяч рублей. Работа вызвала огромный интерес, и университет, где учился художник, почти присвоил ему звание профессора, но он отказался.

Портреты Тараса Шевченко и Ивана Шишкина работы Ивана КрамскогоПортреты Тараса Шевченко и Ивана Шишкина работы Ивана Крамского

Иван Крамской стал наиболее известным как портретист среди своих современников. По словам живописца, его портреты Льва Толстого, Сергея Боткина, Тараса Шевченко и Ивана Шишкина точно передают характеры и внутренний свет этих личностей.

Художник подарил миру полотно «Мина Моисеев» в 1882 году, которое считается лучшим произведением русского живописца среди поклонников Крамского и ценителей искусства. На самом деле это набросок, этюд к полотну «Крестьянин с уздечкой», который был нарисован позже. Эта работа является примером гуманистического подхода Крамского, который любил и понимал русский народ.

Картины Ивана Крамского «Мина Моисеев» и «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»Картины Ивана Крамского «Мина Моисеев» и «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»

В 1880-х годах Иван Крамской удивил и разделил общество картиной "Неизвестная". Женщина на ней не принадлежит к высшему слою общества. Она одета в соответствии с последними модными тенденциями того времени, что было неприемлемо для знатных дам.

"Кокотка в коляске" было названо полотно критиком Владимиром Стасовым. Многие люди того времени считали, что на портрете изображена богатая любовница. Третьяков отказался купить картину, и она была приобретена промышленником Павлом Харитоненко.

Картина Ивана Крамского «Лунная ночь»Картина Ивана Крамского «Лунная ночь»

Крамской использовал тонкую отделку и детальное изображение лиц в своей живописи. Он не создавал пейзажи, но в картинах "Майская ночь" и "Лунная ночь" мастерски передал свет луны.

Иван Крамской справедливо считается главным мыслителем движения передвижников и наиболее ярким представителем демократического искусства XIX века. Портреты, созданные им, впечатляют своей человечностью и духовностью.

Личная жизнь

Когда он был студентом академии, молодой художник встретил свою будущую жену Софью Прохорову. Он так сильно полюбил ее, что не обращал внимания на слухи, которые ходили о ней. Репутация Сони была не безупречной: она жила в гражданском браке с женатым художником до знакомства с Крамским, и узнала о его занятости слишком поздно.

Иван Крамской и его жена СофьяИван Крамской и его жена Софья

Тем не менее, Софья была для Ивана Крамского примером чистоты и преданности. Жена разделила с ним годы трудностей и бедности, художник обращался к ней за советом во время работы и просил молиться, когда начинал новую картины.

Картина Ивана Крамского «Неутешное горе»Картина Ивана Крамского «Неутешное горе»

Мужу Софьи Крамской родились шесть детей, двое из которых были сыновьями, но они умерли с разницей в три года. На знаменитой картины "Неутешное горе" изображена жена художника. Иван Крамской работал над этим полотном четыре года.

Дочь Софьи Крамской, которая была любимицей художника, последовала примеру своего отца. Однако в 1930-х годах она стала жертвой репрессий.

Смерть

В течение последних 5-6 лет жизни, когда художник Иван Крамской страдал от сильного сухого кашля, было обнаружено, что у него есть грудная жаба (аневризма сердца). Для облегчения боли ему делали уколы морфия. Лечение Крамского проводил Сергей Боткин, который скрывал от него название смертельного заболевания. Иван Крамской случайно узнал о своем состоянии, когда прочитал симптомы в медицинской энциклопедии, которую Боткин оставил на столе.

Могила Ивана КрамскогоМогила Ивана Крамского

Художник скончался от болезни сердца (аневризма аорты), когда работал над портретом доктора Карла Раухфуса. Крамской умер за 2 месяца до своего 50-летия.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Произведения

  • 1880 – «Лунная ночь»
  • 1882 – «Мина Моисеев»
  • 1871 – «Русалки»
  • 1872 – «Христос в пустыне»
  • 1873 – «Портрет художника И. И. Шишкина»
  • 1873 – «Портрет Льва Николаевича Толстого»
  • 1877 – «Портрет императрицы Марии Александровны»
  • 1878 – «Д. И. Менделеев»
  • 1881 – «Портрет леди»
  • 1883 – «Неизвестная»
  • 1884 – «Неутешное горе»
  • 1886 – «Александр III»
  • 1883 – «Портрет сына Сергея»
  • 1878 – «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0