Все знаменитости
Кузьма Петров-Водкин – биография, фото, личная жизнь, картины, смерть
545
15
0
9 минут
Кузьма Петров-Водкин: биография
Художник Кузьма Петров-Водкин был известен своим творчеством, которое сочетало в себе элементы двух эпох. Современники называли его "древнерусским иконописцем, случайно оказавшимся в будущем". Его картины не только отражали настоящее, но и предсказывали будущее. Кроме того, они вызывали ожесточенные дискуссии среди поклонников и критиков. Некоторые восхищались его гениальностью, оригинальностью и глубоким символизмом, в то время как другие считали, что ему лучше было работать на железной дороге, как он и намеревался, или продолжить семейное дело и стать сапожником.
Детство
В городке Хвалынске на правом берегу Волги родился будущий художник из Саратовской области. Семья Петровых-Водкиных стала известна благодаря предку Петру, который был любителем "беленькой". Дед Кузьмы убил свою жену кроильным ножом во время опьянения, а затем умер через несколько часов. После этого детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.
Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина
У художника была унаследована двойная фамилия, которая не была особенно почетной и напоминала о трагическом событии в семье. Отец художника, Сергей Петрович, был абсолютным трезвенником и лучшим сапожником в городе, после того как избавился от вредной привычки.
В детстве родные заметили творческий потенциал у Кузьмы. Мальчик так убедительно рассказывал невероятные истории, что слушатели не могли не поверить ему. Еще в раннем возрасте проявилась его любовь к рисованию. Бабушка Арина стала первой поклонницей его творчества. Когда Кузьма нарисовал пейзаж масляными красками на куске жести, бабушка одобрила его работу и украсила им могилу деда Федора.
Фото Кузьмы Петрова-Водкина
На кладбищенском надгробии была размещена еще одна работа Петрова-Водкина, которая была посвящена спасению жизни. Кузьма плавал в Волге, но уплыл слишком далеко и начал тонуть, когда его спас перевозчик Илья Захаров, который успел подплыть на лодке.
Через семь дней после того, как Захаров спас еще одну жертву от волн, он сам утонул. Художник создал первую "тематическую" картину, на которой изображена Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященную погибшему спасателю.
Портрет матери Кузьмы Петрова-Водкина
Кузьма Петров-Водкин учился в начальной школе, состоящей из четырех классов. Там он познакомился с мастерами иконописи и попытался повторить их технику. Однако священник не одобрил его первую работу, так как изображение Богородицы было слишком простым и напоминало деревенскую женщину, которая была охвачена земными страстями.
В 1893 году Петров-Водкин закончил училище и отправился в Самару, чтобы продолжить обучение и получить профессию железнодорожника. Несмотря на провал экзаменов, он не отчаялся и поступил в школу живописи Федора Бурова. Через два года Федор Емельянович скончался, и ученики были распущены. 15-летний художник вернулся домой.
Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина
Мать горничная в доме Казариных помогла сыну начать свой путь к художественному успеху. Она показала работы Кузьмы архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру, который был приглашен хозяевами. Архитектор был поражен талантом мальчика и решил помочь ему. Он взял Кузьму с собой в Петербург и помог ему поступить в училище технического рисования Штиглица.
Казарины, торговцы, стали меценатами и спонсорами одаренного земляка Кузьмы, оплачивая его жилье и обучение.
Живопись
В Санкт-Петербурге живописец быстро развивает свою творческую карьеру. Опыт, полученный им в Хвалынске, где он занимался иконописью, пригодился ему в создании эскиза Богородицы с младенцем для апсиды церкви Ортопедического института. Чтобы перенести этот эскиз на керамику, художник отправился на фабрику в Англию. Панно из майолики сохранилось до наших дней.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Вакханка»
В 1987 году Кузьма Петров-Водкин переехал в Москву, где стал студентом училища живописи, ваяния и зодчества. Он учился у Валентина Серова. В 1900 году он работал на заводе, который производил керамику, в селе Всехсвятском, расположенном в Подмосковье. Он закончил училище в 1905 году.
С молодости любивший приключения и опасности парень мечтал о поездке в Европу, но не имел денег на путешествие. Ему помог случай: в газете столицы он увидел объявление о том, что спонсор оплатит дальнейшее путешествие по городам Европы тому, кто сможет преодолеть путь на велосипеде от Москвы до Парижа.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Девушки на Волге»
Молодой художник уговорил своего друга присоединиться к нему и они отправились в путешествие. Они добрались до Германии, но не смогли продолжить свой путь. В Мюнхене удача улыбнулась русскому художнику: его друзья собрали деньги на двухмесячное обучение в школе Антона Ашбе, где ранее учились Иван Билибин, Игорь Грабарь и Василий Кандинский.
В 1905 году мечта прогуляться по улицам Парижа стала реальностью. В течение трех лет Петров-Водкин занимался в частных художественных академиях. В это время он посетил Италию и Северную Африку, что вдохновило его на создание картин "Семья кочевников", "Африканский мальчик" и "Кафе". Через год после возвращения в Россию, в 1909 году, прошла первая персональная выставка художника.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Сон»
В 1910 году Петров-Водкин создал картину «Сон», которая вызвала оживленные дискуссии и скандал в обществе. На полотне изображены голые женщины, которые рассматривают спящего голого мужчину. Илья Репин написал разгромную рецензию на эту работу в газете, в то время как Александр Бенуа назвал ее шедевром. Эротические элементы присутствуют во многих работах этого художника.
В 1912 году представитель символизма показал картину под названием "Купание красного коня", что изменило мнение Репина. Мастер был впечатлен и сказал: "Это талантище!".
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»
Главное произведение Кузьмы Сергеевича, которое считается самым загадочным и многослойным, называют картиной. Еще сегодня спорят о символах и скрытых значениях, которые она несет. Говорят, что полотно было вдохновлено иконами новгородских мастеров, которые писали их в древнерусском стиле. Некоторые люди увидели в этой картине образ грядущей революции. Шедевр находится в Третьяковской галерее.
Через три года Кузьма Петров-Водкин порадовал любителей головоломок и поклонников символизма новым загадочным полотном под названием "Жаждущий воин". Ценители искусства изучают фигуры на картинах, которые напоминают восточные иероглифы, каждая из которых имеет свое значение, а все вместе они образуют некую "фразу".
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Жаждущий воин»
В разгар Первой мировой войны был создан шедевр, который отражал трагическое время для русского воинства. Приверженцы символизма увидели в изображенном на картине воине всадника апокалипсиса и сравнили его с Откровениями Иоанна Богослова. Они считали, что зловещая символика на картине отображает предсказанную в Евангелии катастрофу.
Поклонники творчества Петрова-Водкина верили в его способность предсказывать будущее. В 1918 году он создал натюрморт с названием "Селедка". Когда некоторые люди посмеялись над ним из-за простоты сюжета, художник сердито ответил, что на картине изображен паек, который будет актуален во время блокады Ленинграда через 23 года.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара»
Художник создал картину "Смерть комиссара", наполненную трагизмом, в честь юбилея Красной армии. Искусствоведы и коллеги Петрова-Водкина оценили цветовое решение и воплощение идей "сферической перспективы".
Кузьма Петров-Водкин закончил картину «1919 год. Тревога» за 5 лет до своей смерти. На ней изображено жилище рабочего в городе, который был захвачен белогвардейцами. Главный герой смотрит на синие сумерки за окном с тревогой, а за его спиной находится тихая семья. Трагичность сцены усиливается изображением спящего младенца.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «1919 год. Тревога»
Художник создал картину в 1934 году, но ее официальное название - "1919 год", по мнению его поклонников, не имеет большого значения. Он предвидел нарастающую в обществе тревогу и начало сталинских репрессий.
Кузьма Петров-Водкин не был диссидентом и приветствовал революцию в Советской стране. Однако после его смерти, власть начала подозревать, что его творчество было вдохновлено иконописью, а символизм скрывал скрытые значения, которые не были приятны для советской власти. Наследие художника стало менее привлекательным.
Личная жизнь
В Париже Петров-Водкин, 27-летний мужчина, встретил женщину, с которой прожил остаток своей жизни. Мара, дочь владельца пансиона в Париже, стала верной женой Марии Федоровны. Молодоженов расписали в мэрии французской столицы, а через два года, в 1908 году, они уехали в Россию.
Кузьма Петров-Водкин и его жена Мария Жозефина Йованович (в России — Мария Федоровна)
Дочь Елену жена родила Кузьме Ивановичу в 37 лет. На событие художник отозвался восторженно:
«Я был наполовину человек, не испытав этого! Теперь мне есть для чего жить!».
Смерть
В 1928 году врачи запретили Петрову-Водкину заниматься живописью, так как испарения красок наносили вред пораженным туберкулезом легким.
Кузьма Иванович переехал из города на севере в Детское Село, где он был в окружении известных писателей Алексея Толстого, Константина Федина и Вячеслава Шишкова.
Могила Кузьмы Петрова-Водкина
Также художник написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Петров-Водкин отправил два романа в издательство, но Максим Горький отверг их. После того, как издательства критиковали его работы, Кузьма Иванович больше не мог опубликовать свои произведения.
В середине февраля 1939 года ушел из жизни выдающийся представитель символизма и постимпрессионизма. Ему было 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.
Картины
- 1907 – «Африканский мальчик»
- 1910 – «Сон»
- 1912 – «Купание красного коня»
- 1915 – «Жаждущий воин»
- 1915 – «Девушки на Волге»
- 1916 – «На линии огня»
- 1917 – «Утро. Купальщицы»
- 1918 – «Селедка»
- 1918 – «Автопортрет»
- 1918 – «Утренний натюрморт»
- 1920 – «1918 год в Петрограде»
- 1922 – «Портрет А. А. Ахматовой»
- 1928 – «Смерть комиссара»
- 1934 – «1919 год. Тревога»
- 1934 – «Портрет В. И. Ленина»