Biografii.net
Все знаменитости

Лариса Шепитько – биография, фото, личная жизнь, фильмография

    542

    13

    0

    9 минут

Поделиться с друзьями

Лариса Шепитько – биография, фото, личная жизнь, фильмография i

Лариса Шепитько: биография

Лариса Шепитько, кинорежиссер, была яркой звездой советского кинематографа, которая внезапно исчезла так же быстро, как появилась. Ее жизнь была короткой - немного больше сорока лет, но она была талантливой и красивой как внутри, так и снаружи.

Лариса ШепитькоЛариса Шепитько

В 1970-х годах режиссер Лариса Шепитько была на пике своей популярности. Она считается культовым режиссером наравне с Андреем Тарковским, Алексеем Германом и Элем Климовым. Фильмы Шепитько сегодня относятся к артхаусу. Они не понятны и неинтересны для широкой аудитории, но интеллектуалы находят в них глубокие и новые смыслы в наше время.

Детство и юность

В 1938 году в городе Артемовске (ныне Бахмут) Донецкой области родилась Лариса Ефимовна Шепитько. Ее мама, Ефросинья Ткач, закончила местный педагогический институт и работала учителем. Женщина воспитывала троих детей сама, так как муж оставил семью. Лариса не прощает предательства отца и стерла его из своей памяти.

Кинорежиссер Лариса ШепитькоКинорежиссер Лариса Шепитько

Споры о происхождении Ларисы Шепитько продолжаются. По распространенной версии, которую поддерживала сама режиссер, ее отец был персом. Однако после смерти Шепитько группа активистов провела расследование и выяснила, что Владимир Березин, чиновник комиссии по культуре Артемовского горсовета, утверждает, что в городском архиве есть копия свидетельства о рождении Ларисы Ефимовны, из которого следует, что ее отец - украинец по имени Ефим Шепитько.

После войны Ефросинь Ткач с детьми переехала в Львов, где Лариса закончила школу в 1954 году. Она заинтересовалась кинематографом, когда попала на съемки драмы "Овод", которые проходили в городе. Лариса следила за процессом создания фильма, но ее интересовала не актерская игра, а работа режиссера.

Лариса Шепитько в молодостиЛариса Шепитько в молодости

После получения школьного аттестата, Лариса Шепитько решила поступить на режиссерский факультет ВГИК в Москве. Ее мама не одобряла эту мечту и просила вернуться домой после неудачных экзаменов, но Лариса все же поступила.

Юная украинская девушка, желающая учиться на "мужском" факультете, вызвала недоверие приемной комиссии. Однако, они не спешили отказывать стройной красавице и предложили ей стать актрисой. Члены комиссии были удивлены, когда услышали твердый ответ от Ларисы, которой едва исполнилось 16 лет. Она не по годам взрослая девушка.

«Это рабская профессия, это не для меня».

Многие девушки в СССР мечтали о карьере в кино, но одна необычная абитуриентка решила пойти по этому пути. Лариса Шепитько была принята на режиссерский факультет и проучилась там полтора года под руководством Александра Довженко - знаменитого режиссера советского кинематографа. Лариса была самой молодой на курсе и стала любимицей Довженко. Однако после его смерти на втором курсе, Шепитько столкнулась с новым руководителем курса - Михаилом Чиаурели, и едва не бросила учебу в ВГИК.

Фильмы

Еще во время учебы в ВГИКе, режиссеры заметили стройную девушку с зелеными глазами, которая была первой красавицей школы. Эльдар Рязанов дал ей эпизодическую роль в "Карнавальной ночи", а Александр Довженко доверил крошечную роль в "Поэме о море" (после смерти режиссера, его вдова Юлия Солнцева закончила съемки фильма). В 1960 году, Шепитько снял ее в двух эпизодических ролях в фильмах "Обыкновенная история" и "Таврия".

Кинорежиссер Лариса ШепитькоКинорежиссер Лариса Шепитько

Однако, актерство не интересовало настойчивую девушку, она хотела стать режиссером. Во время учебы в институте Лариса Шепитько сняла два короткометражных фильма: в 1956 году - "Слепой кухарь" и в 1957 году - "Живую воду". Ее курсовые работы стали свидетельством рождения новой звезды советской кинорежиссуры, талантливой, с нестандартным мышлением и желанием создавать кино "не для всех".

В 1963 году вышел на экраны дебютный полнометражный фильм Ларисы Шепитько под названием "Зной", основанный на повести Чингиза Айтматова "Верблюжий глаз". Режиссер снимала картину на киностудии "Киргизфильм" в Киргизии. Этот фильм продемонстрировал волевой характер и целеустремленность Шепитько, которая трудилась в знойной степи в 40-градусную жару без жалоб и ропота, а после рабочего дня едва добиралась до постели, несмотря на ее хрупкость.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Зной»Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Зной»

Лариса Шепитько, начинающий режиссер, получила свои первые награды в кинематографической карьере за свою драму "Зной" - она выиграла премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах и I Всесоюзном кинофестивале в городе на Неве.

Через три года, в 1966 году, был показан второй фильм Шепитько - драма "Крылья". Главную героиню фильма - бывшую военную летчицу Петрухину - сыграла Майя Булгакова. Фильм был хорошо принят зрителями и кинокритиками, а Булгакова была признана актрисой года. Фильм был высоко оценен мастером советской режиссуры Сергеем Герасимовым. Его мнение поддержали десятки опытных коллег.

Лариса Шепитько на съемках фильма «Крылья»Лариса Шепитько на съемках фильма «Крылья»

Лариса Шепитько отправилась в Париж со своей картиной, которую там сразу оценили, а также оценили молодую и красивую режиссершу, назвав ее новой Гретой Гарбо. Лайза Минелли признала Ларису Шепитько самой красивой женщиной в Европе. Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе восхищались талантом русского режиссера, с которым Лариса общалась на равных. После успеха "Крыльев", Лариса Шепитько начала работать над новым проектом - кинодрамой "Родина электричества".

Сама Лариса Шепитько написала сценарий к фильму, основанному на рассказе Андрея Платонова. Однако, советская цензура запретила его показ, считая, что в нем есть насмешка над политическим строем и религиозная пропаганда. Чиновники приказали уничтожить все копии фильма. Зрители увидели "Родину электричества" только через 20 лет, когда один экземпляр картины был случайно найден. Лариса Шепитько не узнала об этом, так как фильм был выпущен после ее смерти.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «В тринадцатом часу ночи»Кадр из фильма Ларисы Шепитько «В тринадцатом часу ночи»

Через два года Лариса Шепитько создала новогоднее музыкальное кино «В полночь», в котором приняли участие Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Спартак Мишулин и Зиновий Гердт. Однако этот проект также не был показан на экранах. Ларису Шепитько преследовали разочарование и усталость от неудач. Режиссер, которой было 30 лет, чувствовала, что время ускользает из ее рук, а с ним – энтузиазм и энергия.

В 1971 году мастер сняла фильм по драме «Ты и я». Главную героиню должна была сыграть Белла Ахмадулина, но художественный совет отклонил ее кандидатуру. Ее заменила Алла Демидова. Цензоры сильно отредактировали фильм, удалив «неправильные» сцены.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Ты и я»Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Ты и я»

В середине 1970-х года Лариса Шепитько сняла культовый фильм "Восхождение", основанный на повести Василя Быкова, и это был долгожданный триумф. Кинокритики описали фильм как "свидание с совестью", которое режиссер пригласила зрителей посетить. Актер Анатолий Солоницын, который ранее сыграл Андрея Рублева в культовом фильме Тарковского, стал главным героем фильма. Борис Плотников и Владимир Гостюхин, которые дебютировали в этом фильме, стали знаменитыми.

Лариса Шепитько на съемках фильма «Восхождение»Лариса Шепитько на съемках фильма «Восхождение»

Первый секретарь компартии Белоруссии, который был фронтовиком, спас ленту Ларисы Шепитько от неудачи, основываясь на опыте предыдущих проектов. После просмотра фильма "Восхождение", Петр Машеров не мог сдержать слезы. Фильм был выпущен в прокат и получил "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале и первый приз на Венецианском биеннале. В 1974 году Лариса Шепитько была удостоена звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Через 5 лет Лариса Ефимовна Шепитько начала снимать последний фильм, основанный на повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой". Она написала сценарий и начала работать над фильмом, но не успела его закончить из-за своей смерти. Элем Климов завершил работу над картиной после смерти Шепитько и назвал ее "Прощание". Фильм был выпущен в 1981 году.

Личная жизнь

Лариса Шепитько и Элем Климов встретились в ВГИКе. Они были яркими, талантливыми и красивыми, что вызывало зависть и восхищение. В 1963 году у них родился единственный сын Антон.

Лариса Шепитько и Элем КлимовЛариса Шепитько и Элем Климов

Мистические взгляды на жизнь пронизывали Ларису Шепитько. Она верила в знамения, приметы, переселение душ и реинкарнацию. Женщина утверждала, что не в первый раз пришла в этот мир. Элем Климов рассказал о необычном случае, произошедшем в старинном замке в Чехословакии. Когда Лариса вошла в старинный зал, она заявила, что уже была здесь.

Лариса Шепитько с сыном АнтономЛариса Шепитько с сыном Антоном

Она указала на стол и уверенно заявила, что на нем играли в покер. Когда они сняли скатерть, они увидели зеленое сукно. Когда Климов поднялся в фамильную галерею замка, он увидел портрет своей жены Ларисы, который был нарисован в платье XVIII века. Позже Элем Германович заказал художнику копию портрета, который висел в его доме до конца жизни.

Смерть

Год до смерти Лариса Шепитько посетила Болгарию и увиделась с провидицей Вангой. Та предсказала ей скорую смерть в автокатастрофе. 2 июля 1979 года Элем Климов проснулся рано утром от кошмара: ему приснилось, что «Волга», в которой ехала его жена, столкнулась с грузовиком. На часах было 5.18 утра. Через несколько часов Климову сообщили, что Лариса погибла в аварии, когда «Волга», в которой она ехала с съемочной группой на съемки фильма «Матерь», столкнулась с грузовиком, который внезапно выехал на дорогу.

Могила Ларисы ШепитькоМогила Ларисы Шепитько

Когда он проснулся, она уже умерла, и оставшийся без матери 6-летний Антон стал его ответственностью. Элем Климов никогда не женился и пережил свою жену на 24 года. Он всю жизнь мучился чувством вины, считая, что смерть его любимой женщины была местью Григория Распутина за фильм, который он снял.

«Не надо было Гришку трогать», — повторял режиссер.

Лариса Шепитько была похоронена на Кунцевском кладбище, которое является одним из старейших в Москве. Ее могила находится на 10 участке и украшена гранитной фигурой режиссера в натуральную величину.

Фильмография

  • 1956 — «Слепой кухарь»
  • 1957 — «Живая вода»
  • 1963 — «Зной»
  • 1966 — «Крылья»
  • 1967-1987 — «Родина электричества»
  • 1969 — «В тринадцатом часу ночи»
  • 1971 — «Ты и я»
  • 1976 — «Восхождение»
  • 1981 — «Прощание»

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0