Все знаменитости
Максимилиан Волошин – биография, фото, личная жизнь, стихи
606
10
0
9 минут
Максимилиан Волошин: биография
Максимилиан Волошин, который был исключен из университета, поражал своих современников своим широким кругозором. Он был творческим человеком, который мог выразить свои страсти в стихах, но помимо этого он также писал критические статьи, занимался переводами и увлекался астрономией и метеорологией.
Портрет Максимилиана Волошина
С начала 1917 года его жизнь была яркой и насыщенной событиями и встречами в России. В его собственном доме в Коктебеле он проводил литературные вечера, на которых присутствовали Николай, сын Корнея Чуковского, Осип Мандельштам, Михаил Булгаков и даже Марина Цветаева.
Детство и юность
16 мая 1877 года в Киеве появился на свет Максимилиан Александрович Волошин. Его мать, Елена Оттобальдовна, была женщиной сильной и оригинальной. Сразу после рождения сына она рассталась с мужем. Женщина хотела, чтобы Максимилиан вырос с боевым характером, но мальчик был миролюбивым и дружелюбным, как позже сказала о нем Марина Цветаева, и не имел "когтей".
Максимилиан Волошин в детстве с мамой
В Коктебеле, куда Волошин переехал в 16 лет со своей матерью, Елена нанимала местных мальчишек, чтобы они вызывали Максимилиана на драку. Мать поддерживала интерес сына к оккультизму и не расстраивалась, что он оставался на втором году в гимназии. Один из учителей Макса однажды заявил, что невозможно научить идиота чему-либо. Но через полгода после похорон этого учителя, Волошин декламировал свои прекрасные стихи.
Максимилиан Волошин в молодости
Хотя в период с 1897 по 1899 годы писатель был студентом юридического факультета Московского университета и регулярно посещал лекции, он уже тогда самостоятельно приобретал удивительно разносторонние знания. Из биографии публициста известно, что Максимилиан так и не получил диплома. Он был отчислен за участие в беспорядках и решил не продолжать обучение, а заняться самообразованием.
Литература
В 1910 году вышла первая книга Волошина "Стихотворения". В этом сборнике автор ясно выражал свою жажду понимания судеб мира и истории человечества в целом. В 1916 году он выпустил сборник антивоенных стихов "Anno mundi ardentis" ("В год пылающего мира"). В том же году он укрепился в своем любимом Коктебеле, которому позже посвятил пару сонетов.
Книги Максимилиана Волошина
В 1918 и 1919 годах были опубликованы две новые книги стихов Волошина - "Иверни" и "Демоны глухонемые". В каждой строке ощущается авторская манера. Особенно яркие стихи Волошина, посвященные природе Восточного Крыма.
Статуя Максимилиана Волошина
Начиная с 1903 года, Волошин опубликовал свои репортажи в журнале "Весы" и газете "Русь". В дальнейшем он написал статьи о живописи и поэзии для журналов "Золотое руно", "Аполлон", а также газет "Русская художественная летопись" и "Утро России". Общий объем его работ, которые до сих пор остаются ценными, не ограничивается одним томом.
Максимилиан Волошин в Коктебеле
В 1913 году произошло известное нападение на картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван», и тогда Волошин выступил против натурализма в искусстве, написав брошюру «О Репине». Хотя большинство журналов отказались печатать его работу, считая ее нападком на уважаемого художника, в 1914 году была опубликована книга статей Максимилиана «Лики творчества».
Живопись
Волошин начал заниматься живописью, чтобы иметь возможность профессионально оценивать изобразительное искусство. Летом 1913 года он изучил технику темперы, а в следующем году создал свои первые этюды акварелью («Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью»). Из-за плохого качества акварельной бумаги Волошин научился работать сразу с нужным тоном, без исправлений и ошибок.
Картина Максимилиана Волошина «Библейская земля»
Каждое новое творение Максимилиана содержало элементы мудрости и любви. При создании своих картин художник задумывался о соотношении четырех стихий - земли, воды, воздуха и огня, а также о глубоком смысле космоса. Каждый пейзаж, нарисованный Максимилианом, сохранял свою плотность и фактуру, и даже на холсте оставался прозрачным для света (например, "Пейзаж с озером и горами", "Розовые сумерки", "Холмы, иссушенные зноем", "Лунный вихрь", "Свинцовый свет").
Картина Максимилиана Волошина «Кара-Даг в облаках»
Максимилиана была вдохновлена традиционными работами японских художников и творениями своего друга, Константина Богаевского, который был художником из Феодосии. Иллюстрации Богаевского украсили первый сборник стихов Волошина в 1910 году. Сегодня Волошина относят к Киммерийской школе живописи, вместе с такими художниками, как Иван Айвазовский, Эммануил Магдесян и Лев Лагорио.
Личная жизнь
Из-за полноты, непокорной гривы волос и маленького роста, Волошин казался неспособным мужчиной для противоположного пола. Женщины, находящиеся рядом с этим эксцентричным писателем, чувствовали себя в безопасности и не считали неприличным пригласить его в баню, чтобы потереть спину.
Максимилиан Волошин и дети с соседних дворов
В течение всей своей жизни Волошин придерживался этого заблуждения, пополняя свой список любовных отношений новыми именами. Первой женой критика была художница Маргарита Сабашникова. Их роман начался в Париже, где молодые люди посещали лекции в Сорбонне. На одной из них писатель заметил девушку, которая была очень похожа на царицу Таиах.
Во время свидания писатель отвел свою избранницу в музей и показал ей скульптуру правительницы Египта. В своих письмах друзьям Максимилиан говорил, что ему трудно поверить, что Маргарита - настоящий человек. В ответные письма друзья шутили и просили поэта не жениться на барышне из алебастра.
Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова
После свадьбы в 1906 году, влюбленные переехали в Петербург, где их соседом был известный поэт Вячеслав Иванов. Еженедельно символисты собирались в квартире писателя, где Волошин и его жена были частыми гостями. Во время того, как Максимилиан увлеченно декламировал и спорил, его благоверная вела тихие разговоры с Ивановым. В ходе бесед Маргарита неоднократно высказывала свое мнение о том, что жизнь настоящей художницы должна быть пронизана драматизмом и что дружные супружеские пары не в моде.
Когда у Вячеслава и Маргариты только начинались романтические чувства, Волошин влюбился в драматурга Елизавету Дмитриеву. Вместе они сочинили литературную мистификацию - таинственную красавицу-католичку Черубину де Габриак, чьи произведения были опубликованы в журнале "Аполлон" в 1909 году и имели большой успех.
Максимилиан Волошин и Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак)
Черубин был разоблачен через 3 месяца после начала мистификации. В ноябре того же года Николай Гумилев, который познакомил Дмитриева с Волошином, выразил неприязненное отношение к поэтессе в присутствии Максимилиана, за что был немедленно ударен автором стихотворения "Венеция".
В результате некрасивая девушка с хромой ногой стала причиной дуэли между Волошином и Гумилевым на Черной реке. После скандального поединка, в котором никто не пострадал, жена Максимилиана сообщила мужу, который был погружен в амурные страсти, о своем намерении развестись. Позже выяснилось, что супруга Иванова предложила Маргарите жить втроем, и она согласилась.
Максимилиан Волошин и его жена Мария Заболоцкая
В 1922 году на территории Крыма началась голодная катастрофа. Мать публициста, Елена Оттобальдовна, начала сильно ухудшаться. Макс попросил фельдшерицу Марию Заболоцкую из соседнего села помочь его любимой матери. В марте 1927 года Макс женился на Марии, которая была рядом с ним на похоронах его матери и была доброй и отзывчивой женщиной.
Несмотря на то, что у супругов не было детей, Мария Степановна всегда была рядом с писателем и поддерживала его как в радости, так и в горе до конца его жизни. После смерти мужа она не изменила своим обычаям и продолжала принимать в своем доме странствующих поэтов и художников, как это было в Коктебеле.
Смерть
В последние годы своей жизни поэт Максимилиан был очень занят работой - он много писал и рисовал акварелью. В июле 1932 года его давно беспокоящая астма осложнилась гриппом и воспалением легких. После инсульта Максимилиан Волошин скончался 11 августа 1932 года. Его могила находится на горе Кучук-Янышар, которая расположена в паре километров от Коктебеля.
Могила Максимилиана Волошина
После смерти известного писателя, скульптор Сергей Меркуров создал маски Льва Толстого, Владимира Маяковского, Михаила Булгакова и Владимира Ильича Ленина, а также снял слепок с лица умершего Волошина. Жена писателя, Мария Заболоцкая, смогла сохранить творческое наследие своего любимого мужа. Благодаря ее усилиям, в августе 1984 года дом Максимилиана в Крыму был превращен в музей.
Библиография
- 1899 – «Венеция»
- 1900 – «Акрополь»
- 1904 – «Я шел сквозь ночь. И бледной смерти пламя…»
- 1905 – «Таиах»
- 1906 – «Ангел мщенья»
- 1911 – «Эдварду Виттигу»
- 1915 – «Парижу»
- 1915 – «Весна»
- 1917 – «Взятие Тюильри»
- 1917 – «Святая Русь»
- 1919 – «Написание о царях московских»
- 1919 – «Китеж»
- 1922 – «Меч»
- 1922 – «Пар»
- 1924 – «Анчутке»