Biografii.net
Все знаменитости

Марина Семенова – биография, фото, личная жизнь, балет, причина смерти

    720

    15

    0

    9 минут

Поделиться с друзьями

Марина Семенова – биография, фото, личная жизнь, балет, причина смерти i

Марина Семенова: биография

Она была известна как символ русского балета, «Тальони ХХ века», и опасная красавица. Марина Тимофеевна Семенова, народная артистка СССР и учитель Майи Плисецкой, Николая Цискаридзе и многих других талантливых балетных артистов, прожила долгую и насыщенную жизнь, пережив столетний юбилей. Она стала первой советской балериной, выступившей на легендарной сцене парижского театра Гранд-Опера.

Детство и юность

В 1908 году в городе на Неве родилась будущая звезда Большого театра. Ее родители были простыми служащими с множеством детей и очень скромным достатком. Когда глава семейства умер, овдовевшая мать осталась одна с шестерыми детьми. Однако, семья нашла спасение, когда мать встретила доброго и порядочного человека, который стал ее мужем. Николай Шелоумов, бывший моряк, работавший на одном из заводов Петрограда, стал отчимом маленькой Марины.

Балерина Марина СеменоваБалерина Марина Семенова

Первую необычную способность девочки заметила подруга матери по имени Екатерина Карина, которая раньше была балериной и обучала детей танцевальному искусству. Семенова и ее сестра Валерия посещали кружок Карины, и она быстро заметила невероятную гибкость девочки, посоветовав родителям отправить ее на занятия балетом.

Когда Марина Семенова была 10-летней, она пришла в хореографический техникум, который был преобразован из императорской театральной школы после революции. Комиссия, состоящая из придирчивых членов, отказала ей, осмотрев маленькую и худенькую девочку.

Марина Семенова в молодостиМарина Семенова в молодости

Если бы не настойчивость педагога-балерина Виктора Семенова, который заявил, что "в балете нужно больше Семеновых", Марина бы осталась без приюта. Однако ее приняли и отправили в интернат, принадлежащий учебному заведению.

Крошечная девочка оказалась в классе у замечательной учительницы, Марии Романовой, которая была матерью Галины Улановой. С самого начала занятий женщина поняла, что ей достался драгоценный камень, который, если его правильно обработать, станет ценнейшим бриллиантом.

Марина СеменоваМарина Семенова

Скоро бывшие экзаменаторы, которые изначально отказали Марине Семеновой, осознали, что она танцует божественно. Ее перевели сразу из первого класса в третий. Новым учителем Марины стала Агриппина Ваганова, которую молодые балерины боялись. Она была известна своим строгим и беспощадным характером, и наказывала за малейшие нарушения.

Марина Семенова плакала на груди Марии Романовой, а затем пошла в класс Вагановой и поняла, что Агриппина Яковлевна - как вторая мать. Впоследствии известная балерина называла Ваганову своей подругой до конца жизни.

Балет

Когда ей было всего 13 лет, гениальная балерина дебютировала в спектакле "Волшебная флейта". Затем она получила роль Повелительницы дриад в "Сильвии". Но это было только начало ее карьеры. В ее настоящем сценическом дебюте ей была доверена роль в "Дон-Кихоте", где она блестела наравне с Викториной Кригер, примой Большого театра, которая приехала из Москвы. Марина Семенова оказалась не хуже известной москвички.

Балерина Марина Семенова в 1925 годуБалерина Марина Семенова в 1925 году

В 1925 году был вручен диплом любимой ученице Вагановой. Наставница возобновила балет Делиба "Ручей" специально для фаворитки. Марина Семенова исполнила партию феи не на ученической сцене, а на подмостках бывшего Мариинского театра. Эта роль стала важным событием в жизни артистки, так как после ее исполнения Семенову приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Балерина выступала на его подмостках в течение 5 лет, с 1925 по 1930 год.

Приход Марины Семеновой в бывшую «Мариинку» был успешным и нарушил устоявшуюся традицию: артистка пропустила первый этап работы в кордебалете, который обязателен для всех новичков. Такой быстрой карьеры даже знаменитая Анна Павлова, которая сияла на этой сцене, не могла представить в свое время.

Марина Семенова в балете «Лебединое озеро»Марина Семенова в балете «Лебединое озеро»

С самого начала Семенова была выбрана для главных ролей. Она исполнила Одетту-Одилию в "Лебедином озере", undefined и Флорину в "Спящей красавице" и сыграла Никию в "Баядерке". Виктор Семенов, который был ее наставником и имел ту же фамилию, стал ее партнером на сцене и в жизни.

В 1930 году труппа начала постепенный переезд в столицу, где Марина и Виктор Семеновы переехали на сцену Большого театра в Москве. В начале сентября того же года имя будущей легенды советского балета впервые появилось на афишах, когда она выступила в главной роли Никии в хореографии Мариуса Петипа в "Баядерке".

Марина Семенова и Виктор СеменовМарина Семенова и Виктор Семенов

На выступления Марины Семеновой, которая быстро стала первой балериной Большого театра, приходят высокопоставленные чиновники и члены правительства с их супругами. Благодаря танцовщице балет признают одним из главных видов искусства в Союзе.

Во время пребывания в Париже, Анатолий Луначарский похвалил российский балет, называя его бриллиантом, в разговоре с Сергеем Дягилевым. Стефан Цвейг был сильно потрясен, увидев Семенову впервые на сцене московского БТ. Он описал гениальную балерину, которая сыграла партию Лебедя в спектакле «Лебединое озеро», в своих мемуарах.

Марина Семенова и Михаил ГабовичМарина Семенова и Михаил Габович

Услышав о талантливой танцовщице, которая впечатляла всех опытных балетоманов, премьер Парижской оперы и теоретик танца Серж Лифарь пригласил Марину Семенову выступить на сцене Гранд-Опера. Советские чиновники, неохотно, но согласились на гастроли, хотя Клим Ворошилов был против. Он считал, что поездки советских артистов за рубеж бесполезны, так как они не вернутся. Лазарь Каганович, ценитель балета и поклонник Семеновой, убедил Ворошилова в обратном.

Предсказуемым был успех выступления Марины Семеновой в партии Жизель на знаменитой сцене французкой столицы, где ее партнером был Лифарь. Французские газеты восхищались советской звездой, называя ее исполнение Жизель "шедевром балетного искусства".

Марина Семенова на сценеМарина Семенова на сцене

В 1937 году Марина Семенова столкнулась с трагедией, когда ее второй муж, посол в Турции Лев Карахан, был арестован и расстрелян во время сталинских чисток. Балерина чудом избежала той же участи. Ее мировая известность помогла ей избежать ареста и смерти, но она больше не могла выступать за границей. Тем не менее, она продолжала выходить на сцену.

В годы войны премии и благосклонность власти вернулись к Большому театру. В 1941 году танцовщице была присуждена Сталинская премия, а в 1945 году Марина Семенова выступила на сцене с коронным номером, исполнив вальс в спектакле "Иван Сусанин".

Марина Семенова и Лев КараханМарина Семенова и Лев Карахан

В 1952 году Семенова закончила свою карьеру в танцах. С 1953 года по 1997 год она работала преподавателем и репетитором в Большом театре. Среди ее учеников были Майя Плисецкая, Римма Карельская, Марина Кондратьева, Надежда Павлова, Галина Степаненко и Николай Цискаридзе. С 1997 года она была профессором РАТИ. Семенова продолжала работать до 95 лет, а ее ученики называли ее "Семеновским полком".

Личная жизнь

Балерина, переехавшая из Ленинграда в Москву, развелась со своим бывшим наставником Виктором Семеновым. Заместитель наркома иностранных дел Лев Карахан был очарован красотой балерины и оставил свою вторую жену и троих детей ради нее. Они жили вместе, но их счастье было прервано расстрелом Карахана.

Марина Семенова и Всеволод АксеновМарина Семенова и Всеволод Аксенов

Катя, которая является артисткой, родила свою единственную дочь от своего третьего мужа, актера Всеволода Аксенова. Ее дочь последовала примеру своей знаменитой матери и стала балериной, работая в Большом театре.

Смерть

В 1935 году многие российские эмигранты пришли на выступление примы в Парижской Гранд-Опере. Единственной, кто не явилась, была Матильда Кшесинская, жена князя, которая объяснила свое отсутствие тем, что ей, как жене высокого чина, не полагалось посещать выступление жены дипломата. Говорят, что Марина Семенова, которая произвела фурор во французской столице, запомнила этот эпизод.

Марина Семенова в последние годыМарина Семенова в последние годы

В декабре 1971 года Марина Тимофеевна узнала о смерти Кшесинской, которая не дожила до своего 100-летия. Она улыбнулась и пообещала, что обязательно переживет Матильду.

Танцовщица, которая была легендарной, выполнила свое обещание полностью: Семенова умерла в возрасте 102 лет. Она скончалась в июне 2010 года из-за старости. Ее похоронили на 10-м участке Новодевичьего кладбища.

Партии

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета

  • 1925 — «Ручей» Л. Минкуса, хореография М. Петипа — Наила
  • 1925 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского — Повелительница дриад
  • 1925 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Флорина
  • 1926 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа — Никия
  • 1927 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Аврора
  • 1929 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа — Раймонда

Репертуар в Большом театре

  • 1930 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Одетта-Одиллия
  • 1930 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Аврора
  • 1931 — «Руслан и Людмила» М. Глинки, балетмейстер Р. Захаров — Лезгинка
  • 1934 — «Эсмеральда» Ч. Пуни, редакция В. Тихомирова — Эсмеральда
  • 1934 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа — Жизель
  • 1935 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Прелюд
  • 1936 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Мария
  • 1937 — «Руслан и Людмила» М. Глинки, балетмейстер Р. Захаров — Волшебная дева
  • 1938 — «Кавказский пленник» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Полина
  • 1939 — «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен — Маша
  • 1941 — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Р. Захаров — Панночка
  • 1945 — «Кармен» Ж. Бизе, балетмейстер Р. Захаров — Морено
  • 1946 — «Барышня-крестьянка» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Лиза
  • 1947 — «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров — Золушка
  • 1949 — «Медный всадник» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Царица бала

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0