Деятели искусства
Марис Лиепа - биография, личная жизнь, фото, фильмография, жена, дети, причина смерти и последние новости
776
12
0
10 минут
Марис Лиепа: биография
Марис-Рудольф Лиепа был латышским балетным артистом, который получил звание Народного артиста Советского Союза в 1976 году за свои заслуги в культуре. Он также был известен как актер в отечественном кино, снявшись в таких фильмах, как "Детство Бэмби" и "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
Детство и юность
Марис появился на свет в Риге, в семье Эдуарда Лиепы - мастера сцены местного театра оперы и балета, и его жены Лилии. Он был вторым ребенком в семье и страдал от болезней с детства. Мальчик был худым и часто болел, что приводило к его госпитализации.
Звезда балета Марис Лиепа
Медики рекомендовали Лиепе отправить своего сына в спортивную секцию. Марис хотел заниматься футболом или плаванием, но его отец настоял на том, чтобы он посещал специализированный балетный класс в Рижском хореографическом училище.
С самого начала будущая звезда советского балета не любила заниматься и даже начала пропускать уроки. Однако мама, которая изначально планировала, что ее сын станет медиком, нашла подходящие слова для него. Она объяснила, что нельзя бросать дело на полпути, а нужно доказывать свою состоятельность себе и другим.
Марис Лиепа в детстве
Речи были настолько впечатляющими для молодого Лиепа, что он всю жизнь будет отличаться настойчивостью и стремлением к цели. Когда он начал изучать танец, помимо работы на станке, Марис был очень заинтересован в классической хореографии.
Когда подростку исполнилось 13 лет, он уже выступал не только в детских спектаклях, но и танцевал мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», играл роль шута в «Ромео и Джульетте», исполнял сегидилью в «Дон Кихоте» и играл роль половецкого мальчика в опере «Князь Игорь».
Юный танцовщик Марис Лиепа
Стоит отметить, что помимо занятий в балетной школе, юноша также участвовал в спортивных секциях. Он достигал хороших результатов в спортивной гимнастике и даже стал чемпионом Латвии в плавании вольным стилем.
Когда Марису исполнилось 14 лет, он был отправлен на Всесоюзный смотр хореографических училищ вместе с другими учениками. Там Рижская балетная студия была признана самой перспективной вместе с московскими, ленинградскими и алма-атинскими «коллегами». Через три года Лиепе получил предложение продолжить обучение в Москве, на что он с радостью согласился.
Марис Лиепа
Хотя столичное училище не предоставило ему стипендию, родители продали свой дачный домик на Взморье, чтобы сын мог учиться в престижном университете. Марис благодарен им за то, что за два года он не пропустил ни одного занятия, приходил на каждый урок раньше преподавателя и работал с полным энтузиазмом.
Лиепа исполнил главную роль в "Щелкунчике" на сцене филиала Большого театра в качестве выпускного экзамена. Он мечтал остаться на главной сцене страны в качестве танцовщика, но в СССР было принято распределять кадры по национальным республикам, поэтому Марис вернулся в Ригу.
Балет
Однако, в Латвии он пробыл только полгода. Потом в главном городе прошла декада балтийского искусства, где Лиепа исполнил роль русского воина Никиты в балете "Лайма" и деревенского музыканта Тотса в постановке "Сакта свободы". В последней постановке Мариса прима Майа Михайловна Плисецкая заметила и дала ему похвальный отзыв, пригласив юношу стать ее партнером во время турне по Венгрии.
Марис Лиепа в спектакле «Лебединое озеро»
Лиепа исполнил свою мечту и танцевал Зигфрида в «Лебедином озере» в Будапеште, несмотря на серьезную травму ноги, полученную на генеральной репетиции. После нескольких выступлений он отправился в Сочи для восстановления, где был найден главным балетмейстером Московского академического музыкального театра Владимиром Бурмейстером, который предложил ему работу с высокой зарплатой.
В этом театре Марис-Рудольф стал знаменитой личностью советского балета. Любители балета из Москвы ходили на его представления, дарили ему цветы и подарки, и ждали у служебного входа несколько часов, чтобы получить автограф. В то же время, артист получил золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов, и его талант был отмечен председателем жюри Галиной Улановой.
Танцовщик Марис Лиепа
Летом 1960 года, после успешных выступлений в Польше, Лиепа наконец получил приглашение присоединиться к труппе Большого театра. Не сразу Марис узнал, что его приняли из-за того, что на собеседовании он не обсуждал зарплату и материальные блага, а задал только один вопрос балетмейстеру:
«Какие партии я буду танцевать?».
Он участвовал во всех известных постановках, начиная от "Дона Кихота" и заканчивая "Спартаком". Через четыре года главный хореограф Большого театра меняется. Юрий Григорович занимает место балетмейстера и пытается внести свою концепцию в постановки.
Марис Лиепа в спектакле «Спартак»
В качестве примера, в труппе "Спартак" Лиепа всегда исполнял главную роль, но Григорович поручил ему другого персонажа - Красса. Успех превзошел все ожидания, труппа даже получила высшую Ленинскую премию в стране, а за границей артистов принимали с большим уважением. К слову, в Англии советского танцовщика называли "Лоуренсом Оливье в балете".
Начало было благополучным, но неожиданно закончилось крахом. Лиепа дал интервью газете "Правда", в котором критиковал уровень хореографического мастерства Юрия Григоровича, и балетмейстер не прости ему обиду. Танцовщик получал роли только в старых постановках, а в новых ему не находилось места. За последующие 14 лет Марис участвовал только в четырех новых партиях.
Марис Лиепа
В 1982 году Лиепа в последний раз исполняет роль Красса в балете "Спартак". Зрители стоят и аплодируют, но художественный совет объявляет танцора профнепригодным. С тех пор Лиепа выступает только на творческих вечерах и в неожиданных спектаклях. Оба вида выступлений продолжают привлекать большую аудиторию, но Марис решает попробовать себя в кинематографе.
Фильмы
Лиепа начал работать на съемочной площадке давно. В 1959 году он дебютировал как актер в мелодраме «Илзе» от рижской киностудии. Через 10 лет его выступление в фильме-спектакле с тем же названием вызвало восторг не только в СССР, но и во всем мире.
Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»
Потом Марис превратился в князя Всеслава из картины «Могила льва», а Джек Уиллер стал шпионом в фильме «Четвёртый». В этом проекте, где также сиял Владимир Высоцкий, танцор создал уникальный танцевальный номер, который он назвал «Икар на три минуты» в шутку.
Особенно выдающимися были главные персонажи, исполненные актером, в романтической комедии "Галатея", сказках "Детство Бемби" и "Юность Бемби", где он сыграл отца олененка, а также в криминальной драме "Дорога в ад".
Марис Лиепа в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Также зрители запомнили Мариса за его роль полковника Валентайна Уолтера в детективном фильме «Двадцатый век начинается», который является частью серии фильмов о приключениях undefined.доктора Ватсона, а также по образу императора Николая I в историко-биографической драме «Лермонтов».
В 2006 году был выпущен фильм "Воспоминания о Шерлоке Холмсе", в котором с помощью монтажа снова появился актер Лиепа. В то же время были выпущены два документальных фильма о танцоре - "Поединок с судьбой" и "MARIS".
Личная жизнь
Другой знаменитой танцовщицей, которая стала первой женой известного танцовщика, была Майя Плисецкая. Они поженились в 1956 году, когда он был 20-летним, а она - 31-летней. Однако они прожили вместе всего три месяца.
Марис Лиепа и Майя Плисецкая
Позже, во время съемок фильма "Илзе", он познакомился с Маргаритой Жигуновой, которая была актрисой. В браке у них родилось двое детей - сын Андрис и дочь Илзе, которых они назвали в честь персонажей из этого фильма. Оба дети последовали за отцом и стали балетными артистами.
Марис Лиепа и Маргарита Жигунова
В конце 1970-х годов Лиепа отправляется в турне с молодой балериной Ниной Семизоровой, с которой он начинает роман. Вскоре Марис покидает свою семью и женится на девушке, которая моложе его на почти 20 лет. Однако этот брак оказался неустойчивым. По инициативе балерины в 1985 году супруги разводятся, хотя уже давно не живут вместе.
Евгения Шульц и ее дочь Мария Лиепа
Евгения Шульц была четвертой женой Лиепы, хотя она была его фактической супругой. У них родилась дочь Мария, но в то время признание знаменитости о незаконнорожденном ребенке могло привести к краху карьеры, поэтому Марис скрывал существование своей младшей дочери в течение длительного времени.
Марис Лиепа и Галина Брежнева
Кроме законных и незаконных союзов, у Мариса были достаточно продолжительные и очень страстные связи с Галиной Брежневой, дочерью Леонида Ильича Брежнева, которая была старше танцора на 11 лет.
Смерть
Когда в Рижском оперном театре появилась вакансия балетмейстера, Лиепа подал заявку на ее замещение, но ему отказали. Кроме того, сверху пришел приказ запретить Марису создавать свой собственный театр в Риге, как он планировал. Даже Раймонд Паулс, который был хорошо знаком с танцовщиком, занимавшим тогда пост министра культуры Латвийской республики, не смог повлиять на ситуацию.
Памятник танцовщику Марису Лиепе в Риге
Мужчина столкнулся с депрессией, но решение из столицы СССР стало его спасением: было разрешено создать театр "Балет Мариса Лиепы" в Москве. После долгих задержек был проведен отбор в труппу, но Марис-Рудольф Эдуардович умер 26 марта 1989 года в возрасте 52 лет. Официальный диагноз врачей - инфаркт.
Сообщается, что известный танцор скончался в автомобиле скорой помощи. Однако слухи гласят, что в предыдущий день он посетил свой любимый Большой театр, где охранник отказал ему в доступе в рабочее помещение, изъявив его пропуск. Именно в этот момент у артиста случился сердечный приступ.
Могила Мариса Лиепы
После смерти Лиепы не прекратилась суета вокруг его имени. В течение недели боролись за место прощания со звездой. Через пять дней гроб с телом был установлен в фойе Большого театра, рядом со сценой, где он проявлял свое искусство в течение 20 лет. Мариса Эдуардовича похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве, а в Риге рядом с могилами отца и матери установили камень с надписью:
«Марис Лиепа, который вдали».
Фильмография
- 1969 — «Гамлет»
- 1972 — «Четвёртый»
- 1974 — «Имя твоё»
- 1977 — «Галатея»
- 1978 — «Бенефис Людмилы Гурченко»
- 1985 — «Детство Бемби»
- 1986 — «Лермонтов»
- 1986 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»
- 1988 — «Дорога в ад»
- 1988 — «Корабль»