Все знаменитости
Мольер – биография, фото, личная жизнь, комедии, пьесы
603
10
0
8 минут
Мольер: биография
Мольер, театральный псевдоним Жан-Батиста Поклена, был французским комедиографом XVII века, который создал классическую комедию и стал популярным. Родился он в Париже 15 января 1622 года.
Портрет Мольера
Отца писателя звали Жан Поклен, он был обойщиком, как и оба деда драматурга. Отец купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, поэтому у него не было проблем с финансами. Мать писателя, Мари Крессе, скончалась от туберкулеза в юном возрасте.
Жан Поклен увидел в своем первенце будущего наследника своей должности при дворе и добился того, чтобы король официально закрепил за ним это место. Так как для этой работы не требовалось особого образования, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако его дед настоял на том, чтобы отправить внука в Клермонский иезуитский колледж.
Памятник Мольеру
В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, где преподавались древние языки, естественные науки, философия и латинская литература. Будущий автор комедии "Мизантроп" получил достаточно знаний, чтобы читать оригинальные произведения Плавта и Теренция, а также перевести стихотворение Лукреция "О природе вещей".
Он закончил обучение и получил диплом преподавателя, который дает право проводить лекции. Из биографии писателя известно, что он также имел опыт выступления в качестве адвоката в суде. Однако, Мольер не выбрал карьеру юриста или придворного обойщика.
Мольер
Отказавшись от своих отцовских обязанностей и получив свою долю наследства от матери, он решил следовать своей мечте стать трагическим актером и начал изучать искусство театра. В то время театр переходил с уличных площадок на роскошные сцены, становясь изысканным развлечением и философским поучением для аристократов, отказываясь от простых фарсов в пользу более высокой литературы.
Литература
Жан-Батист вместе с несколькими актерами основал свой театр, который он назвал "Блистательным". Он выбрал себе псевдоним Мольер и начал играть трагические роли. Но "Блистательный театр" не продержался долго и не смог конкурировать с профессиональными парижскими труппами. Некоторые энтузиасты, включая Мольера, решили попробовать свои силы в провинции.
«Блистательный» театр Мольера
Во время тринадцатилетнего путешествия по всей Франции (1646-1658 годы) Мольер сменил свою профессию с трагика на комика, так как фарсовые представления были популярны у провинциальной аудитории. Кроме того, необходимость постоянного обновления репертуара заставила Мольера начать писать свои собственные пьесы. Таким образом, Жан-Батист, который мечтал играть главных героев в спектаклях, стал комедиографом.
Карта гастролей Мольера
Мольер впервые представил свою оригинальную пьесу "Смешные жеманницы" в Париже в ноябре 1659 года, что привело к ошеломляющему и скандальному успеху. Затем последовали комедии "Школа мужей" (1661 год), которая рассказывает о методах воспитания молодых девушек, и "Школа жен" (1662 год). "Тартюф, или Обманщик" (1664 год), "Дон Жуан, или Каменный гость" (1665 год) и "Мизантроп" (1666 год) считаются вершинами творчества Мольера.
Портрет Мольера
В творениях главных персонажей отражены три различных взгляда на мир: Тартюф считает, что любые грехи можно оправдать благими намерениями, Дон Жуан же является безбожником, который бросает вызов небесам и в конечном итоге погибает от цепкой руки Каменного гостя, а Альцест не признает своих пороков и слабостей.
Автор получил литературную бессмертность благодаря трем комедиям, но они принесли ему много проблем в жизни. После первых постановок "Тартюф" был запрещен из-за того, что верующие считали, что это оскорбление религиозного лицемерия Тартюфа и нападение на церковь.
Книга комедий Мольера
Известно, что архиепископ Парижа угрожал своей общине отлучением от церкви за любую попытку посещения комедийных представлений. Некоторые священники даже предлагали сжечь автора комедии на костре за ересь. Король не вмешивался в этот конфликт, предпочитая поддерживать Мольера тайно. Комедия не появлялась на сцене в течение пяти лет, пока общественные установки не стали немного мягче.
Публика также не приняла "Мизантропа". Зрители увидели отражение мрачного состояния духа автора в главном герое "Альцеста". Это было обосновано, так как у Мольера в то время была черная полоса в жизни. Его сын умер, и с Армандой, которая поступила в театр и была упоена первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты, хотя прошло всего год.
Мольер на встрече с королем Людовиком XIV
Жан-Батист написал "Дон Жуан" после того, как "Тартюф" был запрещен, чтобы обеспечить свою труппу, но с этой пьесой произошел неприятный инцидент. После пятнадцатого спектакля, несмотря на то, что публика шумно аплодировала, пьеса внезапно исчезла со сцены.
После постановки "Тартюфа" Мольер привлек большое внимание ордена иезуитов, возможно, они тоже вмешались в этот процесс. Чтобы сохранить театр Мольера, король повысил его статус, назвав его "Актеры Короля", и начал выплачивать жалование труппе из государственной казны.
Иллюстрация к пьесе Мольера «Мнимый больной»
Важно отметить, что Мольер был очень смелым в своих творческих решениях (называемых "новаторством"), которые были впереди своего времени в эстетических и этических нормах. Его художественная свобода, которую Гете назвал "привлекательной естественностью", была слишком откровенной для того времени и нарушала моральные нормы.
Мольер написал 29 комедий, некоторые из которых были созданы для королевских торжеств, такие как "Принцесса Элида" (1664), "Господин де Пурсоньяк" (1669) и "Блистательные любовники" (1670).
Иллюстрация к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»
Некоторые произведения относятся к жанру комедий, которые описывают семейную жизнь, например, "Жорж Данден, или Одураченный муж", "Брак поневоле", "Скупой", "Плутни Скапена", "Ученые женщины". Последние важные работы Мольера - "Мещанин во дворянстве" (1670) и "Мнимый больной" (1673) - были написаны в жанре комедий-балетов.
Личная жизнь
Мольер женился на Арманде, сестре своей бывшей возлюбленной Мадлен Вежар. Арманда была гораздо моложе драматурга. Некоторые люди говорили, что Арманда была не сестрой, а дочерью Мадлен, и осуждали Мольера за "безнравственность", женившись на своем ребенке.
Согласно свидетельствам своих современников, Мольер, как и многие комедийные писатели, был склонен к меланхолии, легко возбуждался и часто ревновал свою избранницу. Известно, что он вступил в брак уже в зрелом возрасте, а его жена Арманда была молодой, привлекательной и кокетливой.
Мольер и его жена Арманда
Кроме того, этот простой рассказ был ухудшен слухами и намеками на Эдипа. Король положил конец всему этому. Людовик XIV, который тогда был влюблен в мадемуазель Луизу де Лавальер, был щедр и толерантен в своих взглядах.
Пьесы вольнодумца были защищены самодержцем, который также согласился стать крестным отцом первенца Мольера и Арманды. Это было более выразительным, чем любой указ о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер через год после рождения.
Смерть
Мольер предпочитал играть главные роли в спектаклях своей театральной труппы, не доверяя их другим актерам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли кровохаркающего писателя домой, где он скончался через пару часов.
Могила Мольера
Известно, что первоначально архиепископ Парижа запретил похоронить Мольера, поскольку артист был большим грешником и должен был раскаяться перед смертью. Вмешательство короля Людовика XIV помогло исправить ситуацию.
Ночью прошла церемония похорон известного комедиографа. Место захоронения находилось за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где традиционно хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позже останки Жана-Батиста Мольера были перезахоронены на кладбище Пер-Лашез с большим уважением и роскошью. Его творческое наследие сохранено в книгах, которые содержат его лучшие произведения.
В 2007 году Лоран Тирар снял фильм «Мольер», который основан на биографии Жана-Батиста Поклена. Кроме того, различные произведения писателя, такие как «Скупой», «Тартюф, или Обманщик», «Школа жен» и «Дон Жуан, или Каменный пир», были экранизированы в разное время.
В сентябре 2017 года в театре "Ленком" была показана премьера спектакля "Сны господина де Мольера", основанного на пьесе Михаила Булгакова "Кабала святош". Ранее спектакль был показан в июле. Актер Игорь Миркурбанов исполнил роль Жана-Батиста.
Библиография
- 1636 – «Сид»
- 1660 – «Сганарель, или Мнимый рогоносец»
- 1662 – «Школа жен»
- 1664 – «Тартюф, или Обманщик»
- 1665 – «Дон Жуан, или Каменный пир»
- 1666 – «Мизантроп»
- 1666 –«Жорж Данден, или Одураченный муж»
- 1669 – «Господин де Пурсоньяк»
- 1670 – «Мещанин во дворянстве»
- 1671 – «Проделки Скапена»
- 1673 – «Мнимый больной»