Biografii.net
Все знаменитости

Протопоп Аввакум - биография священника, ссылка, наказание и высказывания

    542

    14

    0

    10 минут

Поделиться с друзьями

Протопоп Аввакум - биография священника, ссылка, наказание и высказывания i

Протопоп Аввакум: биография

Аввакум - яркая и противоречивая личность. Он был священником, которого староверы почитали как святого, и не признавал никаких компромиссов. Его суровый характер и готовность жертвовать собой ради своих овец вызывали ненависть у врагов и почитание у последователей.

Протопоп АввакумПротопоп Аввакум

В XVII веке Аввакума был очень уважаемым: его последователи считали его праведником и мучеником. Вельможи и народ, которые придерживались свободных нравов, ненавидели его за его обличения. Священника избивали, бросали в темницу без еды и одежды, ссылали в Сибирь, но никто не смог сломить его дух и убеждения - ни цари, ни вельможи.

Он был цельной личностью, умелым оратором и проповедником, настоящим защитником православия и старообрядческой философии. Он доказал, что бороться до конца - это настоящий пример.

Детство и юность

В 1620 году родился Аввакум Петрович Петров в селе Григорово Нижегородского уезда. Его мама, Мария (позже ставшая монахиней и получившая имя Марфа), была примером для будущего проповедника и духовного наставника старообрядцев. Она строго воспитывала Аввакума и придерживалась старых православных канонов, проводя свободное время в молитвах и постах. Благодаря этому, женщина вырастила сына в «страхе Божьем».

Памятник протопопу АввакумуПамятник протопопу Аввакуму

Приходской священник, отец мальчика, скончался, когда тому было 15 лет. Аввакум утверждает, что причиной смерти стало частое употребление алкоголя отцом.

В возрасте 22 лет Аввакум Петров был посвящен в диакона за свою преданность вере и строгое соблюдение Божьего Закона.

Жизнь и учения

Через два года Аввакуму поручили заботиться о церковном приходе в Лопатинцах, находящемся в Нижегородской губернии. Молодой священник был требователен к себе и своей общине, строго осуждая пороки прихожан и наказывая даже за мелкие грехи. Ни бедные, ни богатые, которые щедро пожертвовали на храм, не получали никакого особого расположения.

Однажды молодая блудница явилась к Аввакуму на исповедь. Она подробно описала свои грехи в соответствии с церковными канонами, и если священник не потерял рассудок, то его плоть восстала. Чтобы успокоить себя, после исповеди поп протянул руку над тремя горящими свечами. Боль победила греховные желания, а прихожане, которые уважали священника еще больше, потянулись к Аввакуму.

Священнический крест протопопа АввакумаСвященнический крест протопопа Аввакума

Аввакум получил звание протопопа за свои добрые дела и строгое соблюдение православных законов. Известие о жестоком священнике, который был очень религиозным, распространилось по всей области. Множество верующих пришли к нему за советом и благословением.

Протопоп Аввакум был известен как специалист по изгнанию демонов. Его обращались за помощью, когда люди страдали душевными расстройствами и были под влиянием злых сил. Часто священник принимал таких людей у себя дома на лечение.

Счастьем, которое радовало как бедных, так и богатых, считалось благословение от протопопа Аввакума. Во время путешествия по Волге на корабле, воевода Василий Шереметев захотел увидеть известного батюшку. Священник был доставлен на корабль, и после духовной беседы воевода попросил благословения для своего молодого сына Матвея Шереметева. Однако, когда Матвея вывели к протопопу Аввакуму, тот отказался осенить его крестным знамением, увидев, что он брил свою бороду и выглядел "блудоносным".

«Житие» протопопа Аввакума«Житие» протопопа Аввакума

Разъяренный аристократ приказал бросить Аввакума в реку, но ему удалось выжить благодаря спасению рыбаков.

Аввакум был аскетом и не любил развлечений. Он был возмущен, когда увидел, что жители Лопатинцев веселятся и проводят время в праздности. Когда в село приехали циркачи с медведями и музыкальными инструментами, протопоп напал на них и начал драться. Он избил циркачей, сломал бубны и домры, а одного медведя травмировал, а другой сбежал в поле.

Аввакум Петрович был отважен в защите бедных, сирот и нуждающихся. Когда одинокая мать пожаловалась на то, что аристократ отобрал у нее дочь, священник немедленно встал на ее сторону. В ответ на это, аристократ избил Аввакума Петровича до почти смерти и разрушил его дом.

Мученичество АввакумаМученичество Аввакума

Протопоп Аввакум быстро ушел из села Лопатинцы и переехал в Юрьевец-Поволжский, но и там его крутой характер вызывал конфликты с прихожанами, которые не хотели следовать старым правилам и не слушались его советов. Аввакума избивали и угрожали ему и его семье. В 1651 году старообрядец сбежал в Москву.

В Москве протопоп Аввакум, который жил в одно время с царем, подружился с будущим Патриархом Никоном, который был духовником царской семьи. В то время, когда Патриархом был Иосиф, священник участвовал в издании книг. Когда священник Иоанн, который служил в Казанском соборе, уходил по церковным делам, Аввакум останавливался у него дома, а его место занимал другой священник.

Скоро дружба с Никоном превратилась во вражду: Аввакум основывал свою православную философию на вере старого образца, а Патриарх Никон, заменивший Иосифа, начал реформировать церковь. В Москве появился Арсений Грек. Никон отдал предпочтение греческим богослужебным книгам, в то время как Аввакум отстаивал древнерусские православные. Протопоп Аввакум написал жалобу царю, в которой критиковал Никона и греческие обряды.

Протопоп Аввакум с царемПротопоп Аввакум с царем

В 1653 году осенью старообрядческому верующему было нанесено преследование, и его отправили в Андроников монастырь. Аввакум провел три дня без еды во влажном подвале, но не сдался. Никон приказал казнить бунтаря, но царь не разрешил, заменив лишение священного звания ссылкой в Тобольск.

Аввакум, протопоп из Тобольска, продолжал критиковать никонианство и проводил агитацию, за что его отправили в ссылку в Забайкалье. Там он высказал свою критику в адрес Нерчинского воеводы Пашкова, который избил проповедника и посадил его в острог на зиму.

Весной бунтовщика отправили в полк, который двигался на восток через Байкал, Амур и Шилку. В этом трудном путешествии умерли двое маленьких сыновей Аввакума. В 1663 году протоиерей вернулся в Москву, куда пригласил царь. Причиной неожиданной милости стала отставка Никона. Монарх предложил старообрядцу стать священником, но тот отказался, не увидев в царе приверженности старым канонам православия.

Путешествие Аввакума по СибириПутешествие Аввакума по Сибири

Вскоре после этого протопоп Аввакум, не желая сдерживать свой неукротимый характер и желание выражать свои мысли без учета последствий, приобрел новых врагов. Он категорически выступал против церковных реформ, крестился двумя пальцами вместо трех и поддерживал использование 8-конечного креста. Через год после этого государь перестал проявлять милость к нему и начал испытывать гнев, в результате чего бунтаря был сослан в Архангельскую область.

В 1666 году Аввакум Петрович явился в Москве на суде над Никоном вновь. После ужасных скитаний от него ожидали послушания, но проповедник не сдался. Церковный суд исключил Аввакума из церкви и лишил его священного звания, вызвав у него гнев и наложение анафемы на высшее руководство церкви.

Протопоп Аввакум в тюрьмеПротопоп Аввакум в тюрьме

Страстотерпца провели год в монастыре под Калугой, но он не сдался. Затем Аввакума отправили в Пустозерск, в Заполярье. В домике, который был наполовину в земле, священник пробыл 14 лет. Он не прекращал проповедовать: не имея возможности общаться с последователями, духовный лидер отправлял послания по стране через верных людей. Так появилось знаменитое "Житие", которое позже стало первой художественной автобиографией.

Люди, увлеченные религией, массово направлялись к проповеднику, которого считали святым. После встречи с ним они скрывали письма внутри посохов. Именно благодаря этим тайным посланиям сохранились высказывания оратора.

Личная жизнь

Два разных женщины связывают имя известного старообрядца - Феодосия Морозова, известная своим современникам как боярыня Морозова, и жена Настасья Марковна.

Морозова была первой ученицей протопопа Аввакума, которая также пострадала за свою веру и непоколебимость. Василий Суриков изобразил ее как неистовую женщину с горящими глазами. Как и ее духовный наставник, Морозова умерла, не соглашаясь изменить свои убеждения.

Боярыня МорозоваБоярыня Морозова

Вторая жена мужа родила ему девять детей и всю жизнь пара поддерживала чистоту брачных уз. Как и Аввакум, Настасья исповедовала старообрядчество. Они поженились в юном возрасте: мужу было 17 лет, а жене - 14 лет. Оба родом из одного села и выросли в обедневших семьях, наполовину являясь сиротами.

Согласно Домострою, муж и жена жили вместе. Будущий проповедник женился на девушке, которую ему выбрала мать. Но их брак был освящен любовью, и жена безропотно следовала за мужем в ссылки и скитания. Во время путешествия в Тобольск, где они должны были быть в ссылке, двое их маленьких сыновей умерли из-за суровых условий в Сибири.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьмеБоярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме

Аввакум Петрович считал свою жену Настасью идеальным образом православной женщины и называл ее "помощницей в спасении". Настасья Марковна стала образцом для женщин-декабристок, каторжанок и всех, кто был сослан, для жен, которые отказались от спокойной и удобной жизни, следуя за своими мужьями.

В своей книге "Наказание без вины" Александр Авдеенко рассказал историю, которая дошла до наших дней и описывает отношения между двумя людьми. Настасья, измученная постоянными ссылками, спросила своего мужа, сколько ей еще придется страдать. Священник ответил:

— Марковна! До самой смерти.
— Добро, Петрович, ино еще побредем».

Фраза женщины стала лозунгом для всех женщин, которые также пережили трудную судьбу своих мужей. Анастасия Марковна умерла раньше своего мужа. Смерть ее супруга была тяжелым испытанием: он потерял свою главную опору, советника и друга.

Смерть

После смерти царя Алексея Михайловича, его сын Федор Алексеевич стал новым правителем. Он был благочестивым и чувствительным. Аввакум, который был против греческого обряда, написал ему письмо, надеясь, что сможет убедить монарха отказаться от него. Он рассказал о своем сне, в котором видел Алексея Михайловича, который горел в адском пламени за принятие никонианского учения.

Протопоп не предвидел, что Федор вознегодует и обвинит его в "богохульстве против царской династии" и разделении церкви. Современник царя был сурово наказан. В 1682 году старообрядцев вместе с их сторонниками Епифанием, Лазарем и Федором казнили на глазах у толпы. Их привязали к углам дома, забросали берестой и сухими ветками, а затем подожгли.

Сожжение протопопа АввакумаСожжение протопопа Аввакума

Аввакум, протопоп, был в курсе предстоящей казни, распространил книги и небольшое имущество, надел белую рубашку. Интересно, что он считал огонь очищающим и многократно призывал к самосожжению. Он умер от огня.

В пятницу Страстной седмицы была проведена казнь. По информации, полученной из источников, когда огонь вспыхнул, Аввакум поднял руку с двуперстием и произнес восклицание:

«Православные! Коли таким крестом будете молиться – во век не погибнете. А покинете этот крест, и город ваш песком занесет, а там и свету конец настанет!».

Интересные факты

  • Аввакум считается первопроходцем свободного слова, литературы исповеди и образной речи. Ему приписывают 43 произведения, включая "Беседы", "Обличения" и "Толкования". Самая известная книга - "Житие", перевод которой до сих пор популярен.
  • Главным персонажем 20-серийного фильма "Раскол", созданного Николаем Досталем, является протопоп Аввакум. Сюжет фильма касается реформ, которые были введены патриархом Никоном, а также противодействия, возглавленного протопопом Аввакумом.
  • Первым проповедником массовых самоубийств в мировых религиозных учениях считается старообрядец. В период наивысшей популярности его учения количество массовых самосожжений увеличивалось. В начале 1687 года в Палеостровском монастыре погибло более 2000 человек. 9 августа того же года в Березове Олонецкого уезда погибло более 1000 человек.

Протопоп Аввакум на православной и старообрядческой иконахПротопоп Аввакум на православной и старообрядческой иконах

  • Иконы, которые Аввакум почитал, были старообрядческими и отличались множеством надписей на полях и темными лицами. В 18 веке официальная церковь запретила создание таких икон.
  • В произведениях Аввакума были выражения, которые называются "пророческими". Особенно заметной стала цитата из Аввакума во время революции и гражданской войны: "Сатана попросил у Бога, чтобы светлая Россия была окрашена кровью мучеников".
  • В лекциях, которые М. Пришвин читал в "народном университете", он объяснял, что Григорий Распутин был использован для мести дому Романовых протопопом Аввакумом.

В XX веке старообрядческая церковь включила его в число святых, а в конце того же века в селе Григорово был установлен памятник Аввакуму.

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0