Все знаменитости
Рафаэль Санти – биография, фото, личная жизнь, произведения и картины
609
13
0
11 минут
Рафаэль Санти: биография
Рафаэль Санти, итальянский художник эпохи Ренессанса, был не только гениальным графиком и мастером архитектурных решений, но и учеником умбрийской школы живописи. В его картинах отразились идеалы Возрождения, делая мир добрее и чище. Глаза рафаэлевских мадонн, таких как Сикстинская, Конестабиле, Пасадинская и Орлеанская, придают особую красоту этим полотнам.
Детство и юность
Весной 1483 года в городке Урбино на востоке Италии родился живописец. Отец Джованни деи Санти был придворным художником герцога, а мать Марджи Чарла занималась воспитанием сына и домашним хозяйством. Семья Рафаэля могла позволить себе кормилицу, но Джованни настоял на том, чтобы Марджи выкормила малыша самостоятельно. С детства Рафаэль Санти проявлял талант к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мастера, виртуозно владеющие кистью. Герцог ценил искусство и выделял художников.
Портреты Рафаэля Санти
Паоло Уччелло и Лука Синьорелли - имена художников, известные каждому итальянцу. Они создавали портреты герцога и его семьи, а также украшали стены дворцов. Молодой Рафаэль внимательно следил за работой мастеров. Вскоре он понял, что его талант превзойдет Уччелло и Синьорелли. Рафаэль потерял мать в раннем возрасте - ему было всего 8 лет. Эта потеря оставила глубокий след в его творческой жизни. Его мадонны и портреты женщин отражают материнскую любовь, которую он не получил в детстве.
Памятник Рафаэлю Санти
В дальнейшем в доме появилась новая жена отца Бернардина, которая не признавала своего пасынка. В возрасте 12 лет художник остался без родителей. Уже тогда юноша проявлял удивительный талант, и его отправили в мастерскую Пьетро Перуджино. Художник обучал мальчика до тех пор, пока даже эксперты не могли отличить копии Рафаэля от работ Перуджино. Санти быстро усваивал знания и превосходил своих товарищей, но при этом оставался дружелюбным и не зазнавался.
Живопись
В 1504 году Рафаэль Санти, 21-летний художник, переехал во Флоренцию за Перуджино, чтобы начать свою карьеру. Это было благоприятным переездом, который помог ему познакомиться с известными художниками, скульпторами и архитекторами. Во время пребывания в городе на берегу Арно, Санти встретил Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти создал копию утерянной картины Леонардо «Леда и лебедь». Во время своего флорентийского периода художник создал 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, которые отражали его тоску о матери.
Картина Рафаэля Санти «Сон рыцаря»
Переезд во Флоренцию в году, когда Рафаэль переехал туда, был отмечен созданием нескольких его ранних шедевров. В 1504 году он написал полотно "Обручение Девы Марии" и картину "Сон рыцаря". Во время пребывания во Флоренции он создал "Мадонну Конестабиле" и "Три грации". На последней картинах, которая сейчас находится в музее города Шантийи во Франции, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары - символы совершенства. В ранних работах Рафаэля Санти можно увидеть влияние его учителя, но через 2-3 года художник начал демонстрировать свой авторский стиль.
Картина Рафаэля Санти «Три грации»
Начиная с 1508 года, художник живет в Риме, куда был приглашен папой Юлием II. Священник услышал о юноше и пригласил его расписать станцы - парадные помещения Ватиканского дворца. Когда Юлий II увидел эскиз фрески Рафаэля, он был так впечатлен, что отдал живописцу все поверхности и приказал убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти оставался в Вечном городе, рисуя станцы до своей смерти. Станцы Рафаэля - это четыре зала размером 6 на 9 метров, в каждой из которых находятся по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска была выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Станцы Рафаэля Санти в В
атикане
Известной картиной является фреска «Афинская школа», также известная как «Философские беседы», на которой Рафаэль Санти изобразил 50 философов, чьи лица напоминают художников и мыслителей Италии (например, Платон написан в образе да Винчи, а Гераклит похож на Микеланджело). В 1514 году папа Лев X, занявший место умершего Юлия II, назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внес изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте и составил перепись памятников Древнего Рима. Также мастер создал Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капеллу Киджи и Дворец Видони-Каффарелли.
Картина Рафаэля Санти «Афинская школа» («Философские беседы»)
В Риме Рафаэль Санти продолжил создание галереи мадонн, достигнув количества 42 полотен. Они также вызывают трогательные чувства, и красота материнства отражается в глазах, руках и каждой линии одежды. Однако в римской галерее мадонн с младенцами уже можно увидеть авторский стиль художника, его индивидуальность. Лица женщин выражают чувственность, а в их глазах можно увидеть тревогу за ребенка. Пейзажные композиции на втором плане становятся более сложными, добавляя смысловые оттенки в картину.
Эксперты в области искусства отмечают, что ранние изображения мадонн были выполнены в стиле кватроченто, который характеризуется фронтальными и жесткими фигурами, торжественно-отвлеченными лицами и спокойным взглядом. В период флорентийского искусства кватроченто стиль стал менее выраженным, а римские мадонны были написаны в стиле барокко, который только начинал развиваться.
Дом-музей Рафаэля Санти
В доме-музее Рафаэля Санти в Урбино выставлена ранняя работа художника под названием "Мадонна из дома Санти". Существует неопределенность среди искусствоведов относительно авторства картины, так как есть версия, что ее создал отец Рафаэля, изображая свою жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю боком, смотрит на книгу, а ее руки ласково касаются сына. Работа была создана в 1498 году. Одной из самых загадочных работ Рафаэля является "Мадонна Грандука", которая была написана в 1505 году и хранится во флорентийской галерее Уффици.
Картина Рафаэля Санти «Мадонна Грандука»
Согласно рентгеновскому снимку полотна, ученые определили, что верхний слой был наложен на картину спустя столетие после написания ее Рафаэлем Санти. Искусствоведы согласны в том, что Карло Дольчи, владелец полотна, добавил темный фон, так как он соответствовал религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.
Ранняя работа художника, «Мадонна Конестабиле», была написана в Умбрии в 1502-04 годах, когда ему было всего 20 лет. Это незаконченная миниатюра, которую Рафаэль не успел завершить из-за переезда во Флоренцию. Еще одно название этой работы - «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, который держит книгу (предположительно Священное Писание).
Картина Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле»
В 1871 году император Александр II приобрел миниатюру для своей жены. Через 10 лет картина была перенесена с дерева на холст, что негативно сказалось на качестве изображения. Однако, под верхним слоем было обнаружено, что изначально в руке мадонны была граната, символизирующая пролитую кровь Христа, а не книга. Огромную ценность представляет рама, которая была изготовлена по эскизу самого Рафаэля Санти и является одного возраста с картиной.
Рафаэль создал еще одно произведение искусства, названное "Мадонна с щеглом", в начальный период своей карьеры во Флоренции. Это полотно было написано по заказу друга-купца в качестве свадебного подарка. Однако, деревянная рама сильно пострадала при обрушении дома купца, и на рентгеновском снимке можно увидеть 17 элементов, из которых она была восстановлена.
Картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»
Рафаэль Санти создал знаменитую картину «Сикстинская Мадонна» в Дрезденской галерее в Риме. Он нарисовал образ Богоматери, используя 17-летнюю натурщицу Маргариту Лути. На картинах изображены Мария и младенец, который смотрит серьезно, не по-детски. Богоматерь и Иисус встречаются на полотне.
сом папа Сикст II и Святая Варвара. Внизу полотна два ангела возле гробовой крышки.
Рафаэль создал "Мадонну Альба" - еще одну картину Богоматери с младенцем, в Риме, когда он был на пике своего творческого развития. Картина принадлежала Эрмитажу до 1931 года, но затем была приобретена Национальной галереей искусств США в 30-х годах. В 1836 году "Мадонна Альба" была куплена Николаем I за 14000 фунтов и оказалась в России.
Картина Рафаэля Санти «Донна Велата» («Дама с вуалью»)
Рафаэль Санти был не только художником, который создавал картины с религиозными сюжетами, но и известным портретистом. Одной из его знаменитых работ является «Портрет папы Юлия II». Взгляд и лицо священника настолько реалистичные, что при просмотре картины возникает ощущение, будто перед тобой находится живой человек.
В Риме мастер создал картины "Дама с вуалью, или Донна Велата" и "Портрет молодой женщины, или Форнарина", используя Маргариту Лути в качестве модели. Исследователи обнаружили обручальное кольцо с рубином на руке "Форнарины", что указывает на ее замужний статус. Украшения в волосах на "Форнарине" и "Донне Велате" также свидетельствуют о ее замужестве. "Портрет дамы с единорогом" был создан в 1506 году и находится в галерее Боргезе. Джулия Фарнезе была моделью для этой картины и была известна как любовница папы Александра VI.
Картина Рафаэля Санти «Дама с единорогом» и ее эскиз
Портрет имеет множество слоев и был изменен несколько раз. Изначально на картинах была изображена собака, но затем появился единорог. Сегодня интерес к творчеству Рафаэля Санти остается высоким, а его работы являются бесценными. Рисунок "Голова молодого апостола" был создан в 1519-20 годах, в последние годы жизни Рафаэля. Это фрагмент эскиза последней картины Рафаэля "Преображение". В 2012 году рисунок был продан на аукционе "Сотбис" за цену, которая превысила стартовую цену в два раза - 29 721 250 фунтов стерлингов. Это стало рекордом для графических рисунков.
В России в 2016 году впервые была организована выставка творчества Рафаэля Санти. В Государственном музее имени А. С. Пушкина были представлены 8 картин и 3 рисунка, которые увидели москвичи и гости столицы.
Личная жизнь
Еще при жизни художника оценили его талант: спонсоры, опасаясь, что французы увлекут мастера, щедро оплачивали его работу. Рафаэль имел свой особняк в античном стиле, созданный по его собственному проекту. Купцы и герцоги мечтали выдать свою дочь замуж за знаменитого художника, но он был стойким ценителем женской красоты. Кардинал Биббиена, желавший связать свою родню с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но в последний момент мастер отказался.
Рафаэль Санти и Маргарита Лути
Дочерью булочника, которую Санти прозвал "Форнарина", стала женщина, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля. Художник увидел 17-летнюю Маргариту Лути в саду Киджи, где работал над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, но он так увлекся юной красавицей, что выкупил ее у отца за 3 тысячи монет.
Картина Рафаэля Санти «Форнарина»
В течение шести лет Маргарита была источником вдохновения для художника, который создавал шедевры. После смерти Рафаэля, она получила в наследство дом и содержание, но отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита указана как вдова художника.
Смерть
Причина смерти художника неизвестна. По словам Рафаэля, который был современником и живописцем, а также писателем, смерть маэстро в возрасте 37 лет была связана с распутством. После того, как Санти провел бурную ночь, он вернулся домой и жаловался на плохое самочувствие. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило его состояние, и он умер. Вторая версия гласит о том, что Рафаэль подхватил простуду в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.
Саркофаг Рафаэля Санти
Художник скончался 6 апреля 1520 года и был похоронен в Пантеоне в Риме. На плите, которая закрывает его останки, высечена надпись: "Здесь лежит великий Рафаэль, который в своей жизни побеждал природу, а после смерти она боялась умереть".
Произ
ведения
- 1504 – «Обручение девы Марии»
- 1504-1505 – «Три грации»
- 1506 – «Мадонна в зелени»
- 1506 – «Портрет Аньоло Дони»
- 1506 – «Мадонна со щегленком»
- 1506 – «Портрет дамы с единорогом»
- 1507 – «Прекрасная садовница»
- 1508 – «Большая мадонна Каупера»
- 1508 – «Мадонна Эстергази»
- 1509 – «Афинская школа»
- 1510-1511 – «Диспут»
- 1511 – «Мадонна Альба»
- 1511-1512 – «Изгнание Илиодора из Храма»
- 1514 – «Встреча папы Льва I и Аттилы»
- 1513-1514 – «Сикстинская мадонна»
- 1518—1519 – «Портрет молодой женщины» («Форнарина»)
- 1518-1520 – «Преображение»