Biografii.net
Все знаменитости

Сергей Эйзенштейн – биография, фото, личная жизнь, фильмы

    586

    14

    0

    10 минут

Поделиться с друзьями

Сергей Эйзенштейн – биография, фото, личная жизнь, фильмы i

Сергей Эйзенштейн: биография

Чарли Чаплин был восхищен его талантом и назвал картину "Иван Грозный" "высшим достижением в жанре исторических фильмов". В середине 1920-х Голливуд пригласил молодого гения поработать в Америке, а "вождь всех народов" вручил ему две Сталинских премии. Однако, за успешным образом скрывался глубоко несчастный человек, который переживал череду депрессии и гонений, прерывавших проблески счастья и творческой свободы.

Сергей ЭйзенштейнСергей Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн, который был талантливым учеником Всеволода Мейерхольда и теоретиком киноискусства, а также новатором, который смог объединить изображение и действие, умер на пике своей карьеры, не успев реализовать даже половину своих задумок.

Детство и юность

В январе 1898 года в Риге, тогда Российской империи, появился на свет будущий классик кинематографа. Сергей вырос в зажиточной семье, где его любящие родители исполняли все его желания. Мальчик был похож на ангелочка с льняными волосами и серо-голубыми глазами, и его называли Рориком или Котиком. Летом он отдыхал на Рижском взморье, а в остальное время посещал цирк, кинотеатр и театр.

Режиссер Сергей ЭйзенштейнРежиссер Сергей Эйзенштейн

В доме Эйзенштейнов бывали знаменитые гости, городские чиновники и торговцы. Праздники отмечались с большим размахом. На Новый год - елка, украшенная золотом, которая достигала потолка, на дни рождения Рорика - сад, освещенный огнями, домашние представления и куча подарков. Если бы не постоянные ссоры родителей, то детство мальчика было бы завидно для каждого его сверстника.

Михаил Осипович Эйзенштейн, отец будущего лауреата Сталинских премий, происходил из еврейской купеческой семьи, которая обосновалась под Киевом. Он получил образование архитектора и работал в этой сфере, достигнув звания статского советника и получив дворянское сословие. В Риге до сих пор можно увидеть десятки домов, спроектированных им.

Материнское приданое является основой благосостояния семьи. Дедушка Сергея Эйзенштейна по материнской линии, Иван Конецкий, был владельцем "Невского баржного пароходства". Купца похоронили с почестями в Александро-Невской лавре. Дочь Юлия Конецкая получила значительное приданое. В доме Эйзенштейнов была прислуга.

Сергей Эйзенштейн в детствеСергей Эйзенштейн в детстве

Семейное благополучие, как хрустальный мир, разбилось на куски. Михаил Эйзенштейн в течение 4 лет вел скандальный бракоразводный процесс, доказывая неверность своей жены, что похоронило счастливое детство Рорика. В 11 лет мальчик прощался с детством после развода родителей. Мама уехала в Петербург, а сын остался с отцом в Риге.

Он выражал свою скорбь по матери в письмах, а Юлия дарила Котику подарки, не имея возможности увидеть его. Младший Эйзенштейн получил отличное образование, владел тремя иностранными языками, умел играть на фортепиано, рисовать, фотографировать и уверенно держаться в седле.

Сергей Эйзенштейн в молодостиСергей Эйзенштейн в молодости

В 1914 году осенью Сергей Эйзенштейн закончил учебное заведение в Риге, а в следующем году поступил в инженерный университет в Петербурге, который ранее закончил его отец.

Родитель победил сына, но молодой человек не интересовался архитектурой: в его воспоминаниях яркими картинами запечатлелись цирковые представления и фильмы. Кроме того, он помнил трюковый кинофильм, снятый французским режиссером Жоржем Мельесом, который был изобретателем спецэффектов и пионером кинофантастики, который он увидел в Париже.

Фильмы

Сергей Эйзенштейн воспринял Октябрьскую революцию с энтузиазмом, в отличие от своего отца. Он стал добровольцем в Красной армии, и именно в этот период началась его творческая карьера. Эйзенштейн организовывал передвижные представления, создавал карикатуры на Антанту и радовался разрушению буржуазного общества.

Режиссер Сергей ЭйзенштейнРежиссер Сергей Эйзенштейн

В 1920 году молодого режиссера отправили учиться в Академию генштаба. Сергей Эйзенштейн решил изучать японский язык, но главным для него было нахождение в Москве, где происходила бурная культурная жизнь и где постоянно появлялись новые спектакли.

Недолго думая, Эйзенштейн начал заниматься своей давней мечтой - постановкой спектаклей в театре пролеткульта и изучением режиссерских курсов, которые проводил Всеволод Мейерхольд.

В 1924 году вышел первый фильм молодого режиссера, которому заказали картину о всероссийской стачке 1905 года. Сергей Эйзенштейн использовал свой изобретенный метод "монтажа аттракционов" и снял выступление Льва Троцкого на митинге, на котором присутствовало 7 тысяч человек.

Сергей ЭйзенштейнСергей Эйзенштейн

В декабре фильм был одобрен цензурой, а в ноябре Троцкий потерял свою популярность. Режиссеру было сказано переделать фильм, но он не торопился. Из-за этого Эйзен был исключен из Пролеткульта. Сергей Эйзенштейн не извлек урок из опыта советской власти и продолжал неспешно переделывать свои фильмы в соответствии с цензурой.

В 1925 году, несмотря на трудности как на профессиональном, так и на личном уровне, Эйзенштейн достиг больших успехов. Он снял свой главный шедевр - фильм "Броненосец "Потемкин"". Эта картина основана на реальных событиях бунта на корабле, но Сергей Михайлович добавил эмоциональную окраску к фактам.

Такая сильная энергетическая картина была слишком смелой для того, чтобы ее показывали на Западе. Во Франции фильм "Броненосец Потемкин" был показан в 1953 году, а в Японии - в 1959 году.

После выхода фильма, который стал шедевром, Сергей Эйзенштейн стал известным. В следующем году он был приглашен в Голливуд. Иосиф Сталин, неохотно, но разрешил режиссеру отправиться в длительную командировку. До отъезда он снял фильм "Октябрь", но он не имел такого большого успеха.

Во время своей поездки в США, Эйзенштейн посетил Европу. Он владел тремя языками и выступал на радио, читал лекции в Кембридже и Сорбонне, а также познакомился с Бернардом Шоу, Гретой Гарбо и Федором Шаляпиным.

В США ожидали от русского кинорежиссера звуковой фильм "Потемкин", но на американскую тему. Эйзенштейну было поручено снять "Американскую трагедию" по книге Теодора Драйзера, но через месяц студия "Парамаунт" разорвала контракт с ним, обвинив в политизации человеческой драмы.

Сергей Эйзенштейн на съемкахСергей Эйзенштейн на съемках

Режиссеру кинофильма "Красный" оплатили путешествие домой, и Сергей Эйзенштейн отправился в СССР через Японию, Китай и Гавайи. Он согласился снять фильм "Да здравствует Мексика!" по договоренности с социалистическим писателем Эптоном Синклером, но во время работы Сталин приказал ему вернуться немедленно. Чарли Чаплин назвал первую часть фильма "Буря над Мехико" "лучшим фильмом мирового кино".

Сергею Эйзенштейну дома было предначертано получить холодный прием и неприязнь со стороны вождя. Сталин заботился о том, чтобы Эйзенштейн не мог вернуться в число главных кинорежиссеров СССР. Благодаря заступничеству Андрея Жданова и Вячеслава Молотова, он избежал расстрела. Мэстра исключили из съемок, и он начал преподавать теорию и практику режиссерского дела в ВГИКе, обучая студентов.

Весной 1935 года Сергей Эйзенштейн возобновил свою карьеру и приступил к экранизации истории о Павлике Морозове, назвав фильм "Бежин луг". Главное управление кинематографии, которое не давало снимать фильмы без своего одобрения, внесло изменения в сценарий, но режиссер их не учел. Сергей Эйзенштейн проигнорировал требование сократить сцену с разрушением церкви и сделал ее главной.

Режиссер заболел черной оспой, что прервало работу над фильмом. В это время чиновники управления просмотрели эпизоды и приказали полностью переделать ленту. Однако Эйзенштейн отказался. После двух лет травли, разгромной критики и противостояния с чиновниками, Сергей Эйзенштейн оказался на грани самоубийства, но не сдался.

В 1938 году мэтр вернулся к работе после трехлетнего перерыва. Ему был предложен сценарий для создания исторической картины "Александр Невский", который был потенциальным блокбастером. Эйзенштейну было разрешено снимать фильм с небольшим бюджетом, возможно, из сочувствия. Однако гениальный режиссер снова удивил всех, создав шедевр, который можно сравнить с "Потемкиным".

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

Странный режиссер получил орден Ленина и Сталинскую премию за свою картину, которая понравилась Сталину. В начале 1941 года он начал работу над своим последним шедевром - фильмом "Иван Грозный", который был предложен ему Сталиным.

Из-за начала войны съемки проходили в Алма-Ате, работали в ночное время, так как не хватало электроэнергии. Роль Грозного исполнял Николай Черкасов, который ранее сыграл Невского. Режиссер разделил фильм на три части. Первая часть была выпущена в 1944 году и понравилась генералиссимусу. За вторую часть Сталинская премия была вручена Сергею Эйзенштейну.

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»

Иосиф Сталин одобрил образ царя, который избавился от опричнины: он увидел себя в главном герое. Однако, вторая часть вызвала гнев у лидера: в ней Иван Грозный стал тираном и убийцей, а в конце жизни страдал от муки совести. Сергей Эйзенштейн предвидел катастрофу, но не стал искажать историю в интересах Сталина.

В 1946 году режиссер перенес первый сердечный приступ. Уведомление о смерти матери и казни Мейерхольда окончательно подорвало его здоровье, но Эйзенштейн решил начать съемки третьей части фильма.

В феврале 1947 года произошел скандал, когда Сталин посмотрел вторую часть фильма "Иван Грозный" и приказал ее переделать. Сергей Эйзенштейн согласился, но на деле не намеревался выполнить приказ. Он затянул процесс переделки и сохранил оригинальную версию для будущих поколений. Третью часть фильма он так и не успел снять.

Личная жизнь

В детстве Сергей Эйзенштейн стал свидетелем семейной трагедии, которая повлияла на его отношения с женщинами. В 36 лет он официально женился на Пере Аташевой (Перл Фогельман), киножурналистке, с которой познакомился во время работы над фильмом «Броненосец Потемкин». Несмотря на то, что женщина мечтала о ребенке от мужа, она стала для него другом, сиделкой и коллегой.

Сергей Эйзенштейн в последние годыСергей Эйзенштейн в последние годы

После 5-летней командировки за границей, Сергей Эйзенштейн расстался со своей женой. В 1930 году, Елена Телешева заняла место Перы в качестве ассистентки. Она была известна как "женщина-гренадер". Однако, их отношения оставались платоническими. Эйзенштейн нашел теоретическое обоснование своей девственности в учении Зигмунда Фрейда. Он объяснял свой отказ от плотских удовольствий необходимостью сублимации.

«Без сублимации – я простой эстет a la Оскар Уайльд», — говорил он американской журналистке Мари Сетон.

В архиве Сергея Эйзенштейна сохранились множество гомосексуальных рисунков, но нет доказательств, что режиссер имел любовные отношения с мужчинами. Недолго до своей смерти Эйзенштейн женился на Аташевой, которая стала официальной вдовой и управляющей наследством после его смерти.

Смерть

В февральскую ночь 1948 года Эйзенштейн скончался от сердечного приступа. Он умер в возрасте, который совпал с возрастом его отца - 50 лет. Режиссера похоронили на 4 участке Новодевичьего кладбища в столице.

Фильмография

  • 1924 — «Стачка»
  • 1925 — «Броненосец «Потемкин»
  • 1927 — «Октябрь»
  • 1929 — «Штурм Ля Сарраса»
  • 1929 — «Старое и новое»
  • 1930 — «Сентиментальный романс»
  • 1931 — «Да здравствует Мексика!»
  • 1933 — «Буря над Мехико»
  • 1935-1937 — «Бежин луг»
  • 1938 — «Александр Невский»
  • 1940 — «Время на Солнце»
  • 1941 — «Мексиканская симфония»
  • 1941 — «Свободная земля»
  • 1944-1946 — «Иван Грозный»

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0