Все знаменитости
Сергей Прокофьев - биография, личная жизнь, фото, дискография, причина смерти и последние новости
567
13
0
6 минут
Сергей Прокофьев: биография
Сергей Прокофьев был одним из наиболее важных композиторов XX века, и это было не только для любителей классической музыки в России. Его симфоническая сказка для детей "Петя и волк", балет "Ромео и Джульетта" и меланхоличная симфония №7 включены во все списки мировых шедевров.
Детство и юность
Сергей родился в станице Сонцовка, которая теперь называется селом Красное, в Донецкой области. Отец Прокофьева был ученым, который занимался агрономией, поэтому семья была из интеллигенции. Мама занималась воспитанием сына, и так как она умела играть на пианино в детстве, она приучила ребенка к музыке и инструменту.
Сергей Прокофьев в детстве
Когда Сережа был в возрасте 5 лет, он впервые сел за фортепиано и вскоре после этого начал сочинять свои первые пьески. Его мать записывала все его композиции в специальную тетрадь, благодаря чему эти детские творения сохранились для будущих поколений. Когда ему исполнилось 10 лет, Прокофьев уже написал множество произведений, включая две оперы.
Все вокруг понимали, что такой музыкальный дар необходимо развивать, и для мальчика был нанят один из известных российских учителей музыки - Рейнгольд Глиэр. В возрасте 13 лет Сергей отправился в Санкт-Петербург и поступил в местную консерваторию. Интересно, что талантливый юноша закончил ее сразу по трем направлениям: как композитор, пианист и органист.
Сергей Прокофьев в молодости
Когда произошла революция в стране, Прокофьев решил, что оставаться в России бесполезно. Он уехал в Японию, а затем получил разрешение на переезд в США. Еще в Санкт-Петербурге Сергей Сергеевич начал выступать как пианист и играл только свои произведения на концертах.
Также он занялся этим делом в Америке, после чего совершил тур по Европе и достиг большого успеха. Однако в 1936 году он вернулся в Советский Союз и постоянно жил в Москве, за исключением двух коротких гастролей в конце 30-х годов.
Композитор
Если не учитывать ранние работы, то с самого начала творчества Сергей Прокофьев проявил себя как инноватор музыкального языка. Его гармонии были настолько насыщены звуками, что это не всегда находило положительный отклик у публики. Например, в 1916 году, когда в Петербурге впервые исполнялась Скифская сюита, многие слушатели покидали концертный зал, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и ужас.
Композитор Сергей Прокофьев
Прокофьев создавал такой эффект путем объединения сложной, часто несогласованной, полифонии. Этот эффект особенно заметен в опере "Любовь к трём апельсинам" и "Огненный ангел", а также во Второй и Третьей симфониях.
Стиль Сергея Сергеевича постепенно становился более умеренным и спокойным. Он добавил романтизм к своему откровенному модерну, что привело к созданию самых известных произведений, которые стали классикой мировой музыки. Более яркие и мелодичные гармонии сделали балет "Ромео и Джульетта" и оперу "Обручение в монастыре" настоящими шедеврами.
Симфоническая сказка "Петя и волк", созданная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета "Золушка" стали известными произведениями композитора и до сих пор считаются его лучшими работами, наряду с Седьмой симфонией.
Нельзя не отметить музыку, написанную Сергеем Прокофьевым для фильмов "Александр Невский" и "Иван Грозный", которая показала его способность работать в разных жанрах. Интересно, что для западных слушателей и музыкантов музыка Прокофьева символизирует русскую душу. Его мелодии использовались в таком контексте, как британский рок-музыкант Стинг и американский режиссер Вуди Аллен.
Личная жизнь
Во время гастролей в Европе, композитор познакомился с Каролиной Кодиной в Испании, которая была дочерью русских эмигрантов. Они поженились, и вскоре у них родились два сына - Святослав и Олег. Когда Прокофьев вернулся в Москву в 1936 году, его супруга и дети поехали с ним.
Сергей Прокофьев и его первая жена Каролина
В начале Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич отправил своих близких на эвакуацию, а сам жил отдельно от них. Он больше не жил со своей женой. Это произошло потому, что композитор познакомился с Марией-Цецилией Мендельсон, которую все называли Мира. Девушка училась в Литературном институте и была на 24 года моложе своего возлюбленного.
Прокофьев хотел развестись, но Лина Кодина отказалась, потому что она понимала, что единственным способом спастись в период массовых арестов и репрессий для нее, как для иностранки, был брак с известным человеком.
Мира Мендельсон и Сергей Прокофьев
Однако в 1947 году советское правительство признало первый брак Прокофьева неофициальным и недействительным, поэтому композитор смог жениться второй раз без проблем. Лина была арестована и отправлена в мордовские лагеря. После массовой реабилитации в 1956 году она уехала в Лондон, где прожила дольше, чем ее бывший муж - на 30 лет.
Шахматы были большой страстью Сергея Прокофьева, и он играл на очень высоком уровне. Он был достойным противником для известных гроссмейстеров и даже побеждал будущего чемпиона мира, Хосе Рауля Капабланку из Кубы.
Смерть
К концу 1940-х годов здоровье композитора значительно ухудшилось. Он почти не покидал свою дачу подмосковья, где соблюдал строгий медицинский режим, но продолжал работать, создавая одновременно сонату, балет и симфонию. Зимой Сергей Прокофьев жил в коммунальной квартире в Москве. Именно там он скончался 5 марта 1953 года от очередного гипертонического криза.
Памятник Сергею Прокофьеву
Поскольку композитор скончался в тот же день, что и Иосиф Сталин, вся страна была заинтересована в смерти "вождя", и смерть композитора осталась фактически незамеченной и неописанной прессой. Родственникам даже пришлось столкнуться с трудностями организации похорон, но в конечном итоге Сергей Сергеевич Прокофьев был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Произведения
- Опера «Война и мир»
- Опера «Любовь к трём апельсинам»
- Балет «Ромео и Джульетта»
- Балет «Золушка»
- Классическая (Первая) симфония
- Седьмая симфония
- Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»
- Пьесы «Мимолётности»
- Концерт № 3 для фортепиано с оркестром