Все знаменитости
Уильям Блейк – биография, фото, личная жизнь, картины, стихи
673
10
0
10 минут
Уильям Блейк: биография
На большом расстоянии видно больше. Эти слова Есенина полностью описывают отношение современников и потомков к Уильяму Блейку. Только в 20 веке художник, поэт и философ был признан выдающимся деятелем английского искусства и литературы. В свою жизнь его считали одержимым дьяволом.
Библия была главным источником Блейкового творчества, но он не был приверженцем ни одной церкви, а создал свою собственную мифологию, сочетающую принципы Просвещения с религиозными догмами, живя в эпоху научного прорыва.
Детство и юность
В Лондоне в ноябре 1757 года появился на свет Уильям Блейк, который всю свою жизнь прожил в этом городе, не нуждаясь во влиянии окружающих. Он был мастером своих внутренних переживаний.
Портрет Уильяма Блейка
Уильяму свою биографию он обязан свободолюбивым родителям. Отец занимался продажей тканей в лавке в Сохо, а мать воспитывала семерых детей, из которых двое умерли в раннем возрасте. Семья была образованной, но с некоторыми особенностями - они читали труды Эммануила Сведенборга и Якоба Бёме. Увлечение Блейка живописью началось с репродукций картин Альбрехта Дюрера, Микеланджело и Рафаэля Санти, которые были куплены специально для него.
Когда Уильяму было 10 лет, он начал учиться в художественной школе, а затем работал в граверной мастерской, изучая методы создания изображений на твердых поверхностях. Его рисунки в Вестминстерском аббатстве навсегда запечатлели в его сердце любовь к религиозным мотивам и готическому стилю.
Портрет Уильяма Блейка
В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, но не закончил обучение. Это произошло из-за того, что молодой художник не согласился с эклектичным стилем, который преподавали педагоги, и не хотел ограничивать свою творческую свободу. Ему больше нравилась классическая традиция Высокого Возрождения. Покинув академию, Уильям начал зарабатывать на жизнь, создавая гравюры по чужим рисункам. Он посвятил этому виду искусства 40 лет своей жизни.
В 1784 году Уильям унаследовал имущество от своего отца, после чего его брат Роберт и партнер Джеймс Паркер открыли типографию, которая производила иллюстрации для книг.
Живопись
Уильям Блейк в своих картинах, помимо религиозных мотивов, использовал мифологию и символизм, который граничит с фантастикой. Художник устанавливал аналогии между Святой Троицей и союзом религии, воображения и искусства, где все части являются единым целым.
Картина Уильяма Блейка «Адам и Ева находят тело Авеля»
Для расшифровки скрытых посланий в картинах необходимо иметь знания о времени, в котором жил художник, и Святом Писании. По легенде, Уильям видел Бога еще в детстве и рассказывал о него, когда вырос. Позже к его видениям добавились голоса, что могло вдохновить Блейка на создание иллюминированной печати, где изображение сопровождалось стихами.
Творения британского автора характеризуются ограниченностью объемов и форм, иногда - ясной графикой, нарушением общепринятых правил композиции. Примером этого являются иллюстрации к книге "Откровение Иоанна Богослова".
Произведения искусства Уильяма Блейка «Счастливый день, или Танец Альбиона» и «Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце».
Апостол описал число дьявола 666, четырех всадников, зверя Апокалипсиса, вавилонскую блудницу и второе пришествие. Это захватывающее повествование вдохновило многих художников на создание визуальных образов героев.
Блейк также выразил свою концепцию. В 1805 и 1810 годах он создал две версии картины "Великий красный дракон и жена, одетая в солнце". Одна картина находится в Национальной галерее в Вашингтоне, а другая - в Бруклинском музее. Обе картины имеют тело чудовища, но главный персонаж - женщина, лежащая в нижней части полотна, символизирует Церковь или Богородицу в соответствии с содержанием "Апокалипсиса".
Картина Уильяма Блейка «Великий Архитектор» («Ветхий днями»)
Уильям говорил, что "свет других миров" помог создать "Сон Иакова". Центральный персонаж картины "Радостный день, или Танец Альбиона" объединяет образ Христа и витрувианского человека. В 1805 году Блейк написал "Ангелы охраняют Христа в гробнице" с помощью акварели и чернил, создав удивительно тонкую, почти монохромную работу. "Адам дает имена животным", которая выставлена в музее Поллока в Глазго, была выполнена на деревянной доске в технике темпера.
Картина, известная как "Великий Архитектор", имеет второе название "Ветхий днями", что является термином, используемым для обозначения Бога в различных религиях мира. Ее автор, Уризен, был создан Блейком. Гравюра была создана в качестве иллюстрации к книге "Европа: Пророчество". В мифологии Блейка Уризен символизирует отрицательную, черную силу, которая стремится сделать человечество однородным, что объясняет его использование циркуля.
Картина Уильяма Блейка «Геката»
Эксперты в области психоанализа считают, что картина "Геката" выражает отказ от контроля над пространством и путаницу, в то время как искусствоведы видят в ней нарушение живописных правил: богиня колдовства изображена в виде трех отдельных фигур, а не традиционно соединенных спинами. Также на полотне можно заметить скрытые символы, такие как сова, которая символизирует мудрость, но позднее стала символом зла, коварный змей, обладающий знаниями, и сама Геката, которая смотрит искусителю в глаза, но держит руку на Библии.
Литература
Многие эксперты считают, что произведения Уильяма Блейка в жанрах поэзии и прозы не соответствуют общепринятым правилам английской филологии. Несмотря на это, уже более двух веков они пользуются популярностью среди поклонников романтизма, которые изучают их и цитируют, а некоторые яркие высказывания стали известными афоризмами.
«Хитрость – сила трусливого»
«На любой заданный вопрос есть ответ»
Считается, что Уильям был впереди своего времени в понимании человеческой природы. Кроме того, исследователи творчества поэта Блейка отметили черты психоанализа, который стал популярным только через сто лет.
Стихотворение Уильяма Блейка «Тигр, тигр…»
В 1783 году был выпущен первый сборник стихов под названием "Поэтические наброски". После этого были опубликованы "Песни невинности", которые были оптимистичными, и "Песни опыта", которые были наполнены горечью реальности. Уильям самостоятельно иллюстрировал свои книги, а оба этих труда были объединены в одну книгу, чтобы символизировать противоположные состояния души. Стихотворение "Дитя-Радость" было противопоставлено образу "Больной розы", "Эхо в зелени" контрастировало с "Деревом яда", а "Ягненок" был противопоставлен "Тигру".
Эссе "Соединение рая и ада" является ответом Джона Мильтона на вопросы, которые были заданы в его поэме "Потерянный рай". Уильям создал серию акварельных работ, связанных с этой темой. По Блейку, высшая способность человека - это воображение, которое дается Адом.
Иллюстрация к поэме Уильяма Блейка «Бракосочетание рая и ада»
Рациональность и порядок символизируют Рай. Сила зла изменяет мир, а Добро в традиционном понимании является пассивным и реакционным. Однако, они не могут существовать отдельно, и только их объединение, то есть "бракосочетание", создает цельную, духовную личность.
Уильям Блейк, который был крещен англиканской церковью, не соглашался с религиозными догмами и насмехался над покорностью и покаянием. Однако его стихотворения "О скорби ближнего" и "Божественный образ" являются гимнами присутствия Бога в жизни каждого человека, как в радостных, так и в грустных моментах.
Личная жизнь
Уильям Блейк не испытывал таких же трудностей в своей личной жизни, как в своем творчестве. Он встретил свою будущую жену Кэтрин Буше, когда переживал разрыв с предыдущей партнершей, которая отказалась выйти за него замуж. В 1782 году Блейк женился на своей избраннице.
Портрет Кэтрин Буше, жены Уильяма Блейка
В лице супруги Уильям обрел любящего и верного друга, с пониманием относившегося к тому, что у мужа
«есть богатство дум, восторги духа, здравый ум…Но беден казной земною».
Уильям научил Кэтрин читать, писать и гравировать, хотя она даже не могла подписать свидетельство о браке. Она стала вдохновением для Блейка в трудные времена и помогала ему иллюстрировать книги.
Смерть
В августе 1827 года Уильям Блейк скончался в нищете. Он продолжал работать над иллюстрациями к поэме Данте Алигьери «Божественная комедия» до самого конца своей жизни. Блейк посвятил этой работе итальянского поэта 102 рисунка и множество предварительных набросков.
Могила Уильяма Блейка
Как и у Моцарта, Британский гений был похоронен на общей могиле на кладбище Bunhill Fields в Лондоне. После Второй мировой войны власти решили превратить это место в парк. Так как точное место захоронения не было известно, была установлена памятная плита, на которой было написано, что "останки" Блейка и его жены находятся "неподалеку".
В 21-ом веке поклонники творчества Уильяма потратили 2 года на поиск точного места его захоронения. Они использовали древние церковные книги и знания современного ландшафтного дизайнера Кэрол Гарридо. Энтузиасты исследовали каждый сантиметр и, наконец, нашли место захоронения.
Уильям Блейк
Организация Блейка из Лондона собрала пожертвования на памятник поэту, и благодаря щедрым людям было собрано почти 40 тысяч долларов. В августе 2018 года поклонники романтизма получили новое место для посещения - могилу Уильяма Блейка. На ней установлена белая мраморная плита с указанием его имени, дат жизни и смерти, а также надписью "Поэт. Художник. Пророк". The Guardian опубликовал фото надгробия.
Интересные факты
- В 1949 году власти Австралии учредили премию имени Уильяма Блейка за вклад в религиозное искусство.
- Через длительное время после ухода Блейка, гностико-католическая церковь включила его в число святых, несмотря на его антирелигиозные взгляды.
Набросок портрета Уильяма Блейка
- В 1931 году в Лондонском театре "Олд Вик" был представлен балет "Job: A Masque for Dancing", который был создан полностью британским творческим коллективом. Он основан на Книге Иова из Библии и вдохновлен иллюстрированным изданием Уильяма Блейка, которое было опубликовано в 1826 году.
- В сериале "Менталист" с Робин Танни и Саймоном Бейкером звучат строки "Кто создал тебя, тигр, тигр, жгучий страх, горящий в ночных лесах, чей бессмертный взор любя?".
Цитаты
«Гравирование — это ремесло, которому я учился, мне не стоило и пытаться жить иным трудом. Мои небеса — это медь, а земля моя — это железо».
«Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле».
«Жизнь — это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой».
«Не думай, что ты умнее других, хотя другие и считают, что умнее тебя, — и в этом твое преимущество перед ними».
«Размениваясь на мелочи, рискуете потерять целое».
Картины
- 1786 – «Оберон, Титания и Пак с танцующими феями
- 1793 – The Gates of Paradise. Серия иллюстраций к поэме «Потерянный рай»
- 1794 — «Радостный день или Танец Альбиона»
- 1795 – «Исаак Ньютон»
- 1805 – «Великий красный дракон и жена облеченная в солнце»
- 1810 — «Коттедж Блейка»
- 1820 – «Призрак Блохи»
- 1820 – «Солнце в гневе»
- 1827 – «Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг ада»
- 1827 – «Вихрь любовников»
Библиография
- 1783 – «Поэтические наброски»
- 1789 – «Песни невинности»
- 1792 – «Песнь свободы»
- 1793 – «Бракосочетание Рая и Ада»
- 1794 – «Песни опыта»
- 1794 – «Европа. Пророчество»
- 1809 – «Мильтон»