Все знаменитости
Жан Кокто – биография, фото, личная жизнь, книги, смерть
614
11
0
8 минут
Жан Кокто: биография
Французского Оскара Уайльда называли Жаном Кокто. Они были похожи по сексуальной ориентации, богатому гардеробу и множеству афоризмов. Жан был литератором и режиссером, который находился в центре культурной жизни Парижа. Он интересовался сюрреализмом и дадаизмом, экспериментировал с изменением сознания, используя гипноз и сны. Жан переживал крайности, но оставался серьезным художником, который искал ответы на вечные вопросы.
Детство и юность
Жан родился в Мезон-Лаффит, небольшом городке под Парижем, в семье богатых, творческих и разносторонних людей. Его отец был успешным адвокатом и увлекался рисованием на любительском уровне. Когда Жану было 9 лет, его отец покончил с собой. Это событие глубоко потрясло мальчика, и в будущем он будет часто обращаться к этой теме в своих произведениях, называя смерть "моей возлюбленной".
Жан Кокто в молодости
Дед взял на себя ответственность за воспитание и обучение своего внука, отправив его в один из лучших лицеев столицы. Он был известен своей любовью к музыке, устраивал концерты дома и был коллекционером, включая в свою коллекцию музыкальные инструменты, картины Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческие статуи.
Творчество
Жан Кокто с большим интересом погружался в различные области искусства. Он испытывал себя в качестве поэта и прозаика, музыканта и художника, а также пробовал свои силы в кино.
Стихи Жана Кокто
Главным образом, творческая жизнь Кокто связана с поэзией. В 1906 году он дебютировал как поэт, написав первые стихотворения, такие как "Лампа Алладина", "Легкомысленный принц" и "Танец Софокла". Кокто считал стихи основой искусства, и его сборники были выпущены в течение всей его жизни. Наиболее известные книги, которые он написал, - "Словарь", "Леона" и "Греческий ритм".
В книге "Опера" поэт выражает свою любовь к сюрреализму, а в книге "Стихи" можно увидеть элементы дадаизма. Когда Жан Кокто приближался к концу своей жизни, он написал поэму "Реквием", которая объединила все основные темы его творчества.
Книги Жана Кокто
В середине 1910-х годов молодой человек вступил в художественные круги. Он познакомился и подружился с Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Эриком Сати и Эдит Пиаф. Раньше он был приверженцем классического искусства, но под влиянием Пруста и Сергея Дягилева начал пересматривать свои взгляды. Писатель и театральный деятель пригласили Кокто работать с «Русским балетом». В результате он написал либретто для этой труппы. Он также создавал произведения для других театров.
В 1913 году Жан ознакомился с творчеством Игоря Стравинского и стал частью круга друзей известного композитора. Через пять лет он написал книгу "Потомак", посвященную Игорю Михайловичу.
Жан Кокто и Эдит Пиаф
В драматургии происходили скандалы. Кокто создал новые спектакли, которые отражали настроения «потерянного поколения» и отрицали все традиции. В 1917 году Жан вместе с эксцентричными Сати и Пикассо представил авангардный балет «Парад», где впервые появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики.
Сати оказал влияние на мышление литератора, который был назван Кокто простым и понятным композитором. Любовь к музыканту была отражена в книге "Петух и арлекин". Однако, к середине 20-х годов, он критиковал авангардистов в своем эссе "Призыв к порядку".
Портрет Жана Кокто в молодости
Жана была увлечена древнегреческой мифологией и начала переписывать сюжеты пьес, таких как "Антигона", "Царь Эдип" и "Адская машина", в новом стиле. Исследователи считают, что самой важной работой писателя стал миф об undefined, который стал основой ее творчества.
В то же время поэт также становится прозаиком, и его первым произведением становится роман "Самозванец Тома", в котором Жан делится своими впечатлениями от Первой мировой войны. Интересный факт: в списке его произведений практически нет таких, которые бы сильно отличались друг от друга - темы и образы переходят из книги в книгу. Однако роман "Ужасные дети" (1929) выделяется, так как герои погибают, не смогши выйти за пределы "зеленого рая детской любви".
Жан Кокто и его автопортрет
Перед началом Второй мировой войны была создана знаковая постановка по пьесе, посвященной Эдит Пиаф, под названием "Равнодушный красавец". Премьера этого спектакля состоялась в театре "Буфф-Паризьен". Во время войны с нацистами Жан проявил свою симпатию к Гитлеру, открыто заявляя об этом, и даже выполнял заказы для оккупантов. В своем дневнике он записывал:
«В Гитлере мы имеем поэта, которого не дано понять монотонным людям».
В период Второй мировой войны Кокто был очень продуктивен, издав две книги и поставив пять спектаклей.
Жан Кокто
Француз был увлечен рисованием и проявил свой талант в графике. В 20-х годах был выпущен альбом его рисунков, который начинался с цитаты.
«Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».
Кокто сопоставлял рисование с трудом писателя - пытался изобразить на бумаге не то, что видел, а то, что пережил на своем опыте. Он особенно блестел в создании графических портретов.
Жан Кокто также уделял внимание кинематографу, который был еще одним важным направлением в его жизни. Он сам писал сценарии и выступал в роли режиссера. В 1930 году он снял свой первый фильм "Кровь поэта", который стал началом трилогии о мифе Орфея - музыканте и поэте. Действие легенды было перенесено в настоящее время.
Жан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»
После войны писатель сел в кресло режиссера и снял фильм по сказке «Красавица и чудовище», пригласив на главные роли Джозетт Дэй и Жана Маре. Его фильмография включает в себя такие картины, как «Двуглавый орел», «Ужасные родители», а также продолжение трилогии «Орфей» и «Завещание Орфея». Особенностью последней ленты является то, что это автопортрет автора, который был финансирован ярым поклонником Кокто - Франсуа Трюффо.
Через эту драму режиссер передал убеждение, что зеркала могут стать порталом в другие измерения и помочь проникнуть сквозь время и пространство. Тот же Жан Маре воплотил образ Орфея. Главный герой живет в загородном доме со своей любимой женой, которую играет Мари Деа.
Документальный фильм «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год»
Несколько месяцев перед своей смертью Жан выпустил свой последний фильм - короткометражную ленту под названием "Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год". В этом фильме единственным персонажем был писатель, который обращался к будущим поколениям своей речью. Он продемонстрировал свою красноречивость, что не было впервые, так как его знакомые и друзья утверждали, что он говорил лучше всех во Франции.
Писатель оставил своим потомкам книгу мемуаров под названием «Портреты-воспоминания» (1935), в которой он описывает свои юные годы, рисует портреты известных актеров парижской сцены и литераторов. Он сравнивает жизнь с великолепным спектаклем и радуется, что ему довелось стать активным участником этого спектакля.
Личная жизнь
Жан Кокто всегда был открыт в своей личной жизни и был бисексуалом. Он прожил два года с русской актрисой Натальей Палей. У него был знаменитый роман с юным писателем Реймоном Радиге, а затем он был в отношениях с Жаном Маре до конца своей жизни.
Жан Кокто и Наталья Палей
В 1937 году началась история любви между литератором и актером, когда они встретились в театре "Ателье" в Париже, где готовилась постановка пьесы Жана "Царь Эдип". Сценариста покорила красота Маре, и он был назначен на главную роль.
Жан Кокто и Жан Маре
Маре помог Маре стать известным актером. Кокто писал стихи о своей любви, рисовал портреты и приглашал его участвовать в своих спектаклях и фильмах.
В юности литератор увлекался опиумом и курил по тридцать трубок в день. Он был известен как преданный католик.
Смерть
В середине осени 1963 года Жан Кокто скончался от сердечного приступа. Похоронили писателя и режиссера в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе.
Музей Жана Кокто в Ментоне
Жан тщательно готовился к своей смерти: он заказал фрески, которые были помещены рядом с гробом, и выбрал эпитафию - "Я остаюсь с вами". Эта цитата отражает его убеждение в том, что он уже жил на земле много раз и после смерти обязательно вернется.
В ноябре 2011 года в честь Жана открылся музей в Ментоне.
Библиография
- 1918 — «Петух и Арлекин»
- 1919 — «Потомак»
- 1923 — «Самозванец Тома»
- 1926 — «Призыв к порядку»
- 1929 — «Ужасные дети»
- 1935 — «Портреты-воспоминания»
- 1962 — «Реквием»
Цитаты
«С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».
«Надо быть и живым человеком, и посмертным художником одновременно».
«Секрет всегда имеет форму уха».
«Время от времени следует отдохнуть от безделья».
«Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство».