Все знаменитости
Екатерина Максимова – биография, фото, личная жизнь, балет, причина смерти
1183
13
0
9 минут
Екатерина Максимова: биография
Екатерина Максимова была известной фигурой в российском балете, она была главной танцовщицей Большого театра в течение 30 лет. Она была классической балериной, которая придерживалась принципов императорского балета, и ее танцы были известны своей виртуозностью и легкостью. Ее прозвали "Мадам Нет", потому что она была настойчивой и уверенной в себе, но когда дело касалось творчества, она всегда говорила: "Нет, я не смогу". Однако, рядом с ней были люди, которые верили в нее больше, чем она сама.
Детство и юность
В 1939 году в Москве родилась будущая звезда балета. Ее семья была интеллигентной. Ее дедушка, Густав Шпет, был русским психологом и философом, теоретиком искусства. Он имел австро-венгерскую кровь от отца и польскую от матери. Екатерина родилась два года после смерти своего знаменитого деда. Ее бабушка, Наталья Константиновна, была дочерью московского предпринимателя Константина Гучкова. Ее мама была журналисткой.
Балерина Екатерина Максимова
Катя не мечтала о сцене или искусстве, она хотела стать кондуктором или пожарным из-за своей подвижности и непослушности. Ее мама первой увидела в ней потенциал балерины и отвела к соседке-балерине, но та не заинтересовалась. Тогда бабушка Кати показала ее Василию Тихомирову, который дал ей утешительный вердикт.
Екатерина Максимова в детстве
Когда Екатерина было 10 лет, она поступила в хореографическое училище, победив в конкурсе из 80 человек. Через полгода она вышла на сцену и получила эпизодические роли в спектаклях "Золушка" и "Щелкунчик". Эти роли показали, что у нее большое будущее. За ее роль Маши в "Щелкунчике" она получила премию Всесоюзного конкурса артистов балета.
Екатерина Максимова в молодости
Москвичка училась в классе Елизаветы Гердт и стала ее любимой ученицей. Однако, Елизавета Павловна неоднократно бросала предметы на взбалмошную девочку, которую она называла "Масик". В 1958 году Максимова закончила училище. Ее вес составлял 47 кг при росте 157 см, но вскоре после поступления в труппу Большого театра, Катя похудела до 40 килограммов. Галина Уланова стала репетитором юной балерины.
Балет
Екатерина Максимова работала в балетной труппе БТ с 1958 по 1988 годы. Она была талантливой балериной и сразу же получила сольные партии, в то время как ее сверстницы прошли этап кордебалета. Максимова была очень гибкой и имела отличную технику, что делало ее идеальной для классических спектаклей. Однако, когда ей были доверены современные партии, постановщики увидели, что она универсальна и ее возможности безграничны.
Екатерина Максимова в молодости
После поступления в БТ, Максимова отправилась в гастроли в Америку и Канаду в следующем году. Русская танцовщица была названа "маленьким эльфом" восхищенной публикой за ее невероятную легкость. В том же году, на Всемирном фестивале молодежи в Вене, балерине была вручена золотая медаль. После этого последовали гастроли в Китай, Данию, Норвегию и Финляндию.
Екатерина Максимова достигла нового уровня мастерства, когда Юрий Григорович, молодой балетмейстер из Ленинграда, был приглашен в Москву. Он поставил балет "Каменный цветок" и поручил Максимовой главную роль - Екатерину. Григорович требовал от танцовщиков высокого мастерства и актерской игры. Максимова справилась с ролью: в ее танце Екатерина превращается из лирической русской девушки в сильную женщину, борющуюся за любовь.
Екатерина Максимова в балете «Каменный цветок»
В следующем году Екатерина Максимова получила роль в 11-ом вальсе "Шопенианы", что стало новым достижением в ее творческой карьере. В 1961 году она снялась в фильме "СССР с открытым сердцем" для зрителей из Европы и Америки, где исполнила роль Жизели. Фильм был впервые показан в Париже. Роль Марии в балете "Бахчисарайский фонтан" была передана Максимовой от Улановой, которая ранее ее исполняла. Мария, исполненная Екатериной Максимовой, была не такой, как у Улановой, но не менее яркой.
Сотрудничество с Владимиром Васильевым, опытным и одаренным балетным артистом, сыграло важную роль в успехах Максимовой. Они были идеальной командой, дополняя друг друга, не соперничая в своем мастерстве.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев
В 1965 году танцовщица сыграла роль Китри в балете "Дон Кихот". Премьера в Большом театре стала главным событием года в культурной жизни столицы. Роль Китри требовала от балерины невероятной скорости, стремительности. Высокие прыжки "жете" чередовались с мелкими шажками "па" и энергичными вращениями, как задумал балетмейстер Мариус Петипа. Зрители были восхищены и аплодировали ей стоя.
Китри Максимова отличалась от Майи Плисецкой и Суламифи Мессерер тем, что в ее исполнении героиня "Дон Кихота" была не испанкой с темпераментом, а русской девушкой, которая не следовала правилам. Московские любители балета не пропускали выступлений Китри, покупая билеты на несколько представлений сразу.
Екатерина Максимова в роли Китри
В 1968 году Юрий Григорович представил на сцене Большого театра балет "Спартак", в котором роль Фригии была поручена приме театра - Екатерине Максимовой. Балетмейстер создал драматическую партию специально для Максимовой, включая сложный хореографический рисунок, акробатические элементы и поддержки. Танцовщица технично исполнила все эти сложности, придав героине характер и душу.
Максимова и Васильев были известными фигурами Большого театра в 1970-80-х годах. Нельзя было посетить столицу и не посмотреть балет с Екатериной Максимовой - это было неприлично. Казалось, что успехи не имели конца, но в середине 1970-х годов, во время репетиции "Ивана Грозного", балерина неудачно выполнила верхнюю поддержку и получила травму позвоночника.
Екатерина Максимова исполняет партию Жизель
Скоро Екатерина Максимова начала выступать снова, несмотря на боль в спине. Она была звездой и готовилась к съемкам фильма "Спартак", где играла Фригию. Из-за спешки балерина повредила свой позвоночник снова. В этот раз последствия были очень серьезными: после нескольких месяцев лежания в постели врачи считали, что это будет чудом, если она сможет встать на ноги. Однако через год Екатерина Максимова снова вышла на сцену.
В марте 1976 года прима Большого театра выступила с сольной ролью в «Жизели». Она передала трагизм и чувственность героини Максимовой, которые были вызваны ее пережитыми страданиями. Жизель стала более мудрой и сильной, в отличие от ее прежней легкомысленности. В том же году балерина также выступила в роли Эолы в «Икаре» (дебют балетмейстера Владимира Васильева) и в спектакле «Чаплиниада».
Екатерина Максимова в роли Анюты
Максимова и Васильев использовали телевидение, чтобы распространить искусство балета среди людей. Екатерина Максимова получила большой успех за свою роль Девочки в фильме-балете "Трапеция". После этого она снялась в таких фильмах, как "Галатея", "Моя прекрасная леди", "Старое танго" и "Гусарская баллада". В 1983 году она стала звездой благодаря своей роли в фильме "Травиата", который был поставлен Франко Дзеффирелли.
В 1986 году на сцене БТ состоялась последняя премьера Екатерины Максимовой. Ее муж поставил балет "Анюта", и за месяц балетмейстер подготовил артистов к спектаклю. Премьера была успешной, и Раиса Горбачева, восхищенная мастерством Максимовой, передала ей букет роз из своего сада в знак уважения.
Екатерина Максимова в последние годы
В 1988 году Юрий Григорович уволил Екатерину Максимову, которой было 49 лет. Она, Владимир Васильев, Майя Плисецкая и Нина Тимофеева покинули Большой театр. В документе об увольнении было указано, что они не прошли творческий конкурс.
Восемь лет до своего увольнения артистка получила диплом педагога-балетмейстера в театральном вузе. С 1982 года она преподавала хореографию в ГИТИСе в качестве примы БТ. В 1990 году Максимову пригласили работать репетитором в Кремлевский дворец съездов. В 1998 году Владимир Васильев, заменивший Григоровича, пригласил ее в БТ на должность балетмейстера-репетитора.
Личная жизнь
Сотрудничество Максимовой и Владимира Васильева в искусстве переросло в романтические отношения. Они познакомились в учебном заведении, но после окончания перешли на разные пути. Однако, забытые чувства возобновились в середине 1960-х годов, и в июне 1966 года артисты поженились.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев
У пары не было детей. Максимова несколько раз потеряла беременность, что было для нее очень тяжело. Когда они узнали, что есть маленький шанс родить здорового ребенка, Екатерина решила отказаться от материнства.
Ученица Максимовой, японская балерина Юкари Сайто, была названа ее дочерью. Когда Юкари приняла православие, Екатерина Сергеевна стала ее крестной матерью. Звезда считала всех своих учеников своими детьми.
Смерть
В апреле 2009 года на 71-м году жизни скончалась Екатерина Максимова. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Утром мать, которой было 94 года, обнаружила, что ее дочь умерла во сне.
Могила Екатерины Максимовой
На Новодевичьем кладбище произвели похороны известной личности. Место захоронения примы не было украшено роскошью: там был небольшой необработанный красный гранит с указанием имени, даты рождения и смерти.
Партии
- 1958 – «Жизель»
- 1958 – «Лебединое озеро»
- 1959 – «Каменный цветок»
- 1960 – «Медный всадник»
- 1960 – «Конек-горбунок»
- 1961 – «Пламя Парижа»
- 1962 – «Щелкунчик»
- 1963 – «Спящая красавица»
- 1964 – «Золушка»
- 1965 – «Дон Кихот»
- 1971 – «Икар»
- 1979 – «Ромео и Юлия»
- 1980 – «Гусарская баллада»
- 1981 – «Повесть о Ромео и Джульетте»
- 1989 – «Онегин»
- 1991 – «Золушка»
- 1994 – «Сотворение мира»