Все знаменитости
Майя Плисецкая - биография, личная жизнь, фото, балет, причина смерти и последние новости
790
13
0
8 минут
Майя Плисецкая: биография
Майя Михайловна Плисецкая - известная русская балерина, которая получила множество наград за свой талант в качестве актрисы и хореографа. Она была сильной, яркой и талантливой женщиной. Судьба Майи Плисецкой была связана с миром искусства, так как ее выдающийся талант в балете был предопределен генетически.
Майя Плисецкая | Глазами женщины
20 ноября 1925 года в Москве родилась девочка. Ее родители - актриса Рахиля Мессерер и Михаил Эммануилович Плисецкий. В роду Майи по материнской линии было несколько знаменитостей, включая тетю Суламифь Мессерер и дядю Асафа, которые были звездами балета и имели особое покровительство вождя. Тетка Елизавета была актрисой, и именно она внушила маленькой Майе любовь к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец занимал высокие хозяйственные должности при правительстве.
Майя Плисецкая с родителями | Комсомольская правда
В 1932 году семья переехала на Шпицберген, где Михаил Плисецкий первоначально работал директором компании "Арктикуголь", а затем стал консулом СССР. На Шпицбергене 11-летняя Майя впервые выступила на сцене, исполнив роль в опере "Русалка". Во время отпуска в 1934 году, когда семья вернулась в Москву, Плисецкую приняли в Московскую хореографическую школу. Казалось, что все идет по плану, и главная мечта девочки была близка к осуществлению. Однако ужасный 1937 год разрушил все надежды.
Майя Плисецкая в детстве | Комсомольская правда
1 мая Михаила Эммануиловича задержали по подозрению в измене родины, а через год без суда и следствия расстреляли. Отец Майи был реабилитирован после смерти в период хрущевской оттепели. Год спустя после ареста отца, маму забрали прямо из зала Большого театра, где ее сестра Суламифь играла в спектакле. Рахиль и ее грудной брат Азарий были сосланы в Казахстан, и только в 1941 году Рахиль смогла вернуться в Москву. Другой сын Плисецких, Александр, был принят на воспитание дядей Асафом, а двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Суламифь, иначе детям грозил детский дом.
Майя Плисецкая в юности | LiveInternet
Благодаря тетке, Майя смогла пережить трагедию и вернуться к балетному станку, учиться и жить дальше. Ее артистизм, гибкость, выразительность, чувство музыки и ритма были замечены педагогами. За день до начала войны она дебютировала на выпускном концерте как будущая прима-балерина.
Первые выступления
Майя, вместе со своей матерью и братьями, была эвакуирована в Свердловск, где ей не предоставлялась возможность заниматься балетом. Тем не менее, именно в этом городе она впервые исполнила роль умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, что для достижения потрясающей пластики и грации, балерина проводила часы, наблюдая за царственными птицами, пытаясь запомнить и повторить их движения.
Майя Плисецкая в юности | Понедельник
В 1942 году семья Плисецких, оставшаяся без родителей, вернулась из эвакуации в Москву. В 1943 году Майя успешно закончила учебу в хореографическом училище и, как многие выпускницы, была принята в кордебалет Большого театра. Несмотря на это, юная балерина не испытывала страха и смогла проявить свой талант на многочисленных концертах, выступая с сольными номерами. Ее выступление в роли "Умирающего лебедя" покорило Москву.
Карьера в Большом театре
Жизнь Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, а также с ее личной жизнью, так как она не могла представить себя без сцены и искусства. Со временем она стала исполнять главные роли, но начинала с женских персонажей и постепенно продвигалась к другим заглавным партиям.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Студия танцев
В своем первом сезоне Плисецкая исполнила роль Маши в "Щелкунчике", затем Мирту в "Жизели", она была первой феей Осени в "Золушке", Китри в "Дон-Кихоте". В "Спящей красавице" Майя сначала танцевала роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в "Лебедином озере". Вскоре Плисецкая стала главной балериной Большого театра, заменив великую Галину Уланову.
Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:
- «Легенда о любви»;
- «Кармен-сюита»;
- «Каменном цветок»;
- «Раймонда»;
- «Конек-Горбунок»;
- «Ромео и Джульетта»;
- «Бахчисарайский фонтан» и другие.
Зная, что большинство танцовщиц тяжело работают каждый день и устают от балетных тренировок, можно понять, почему Майя Плисецкая не любила эти занятия. Она сама говорила, что любила танцевать и вкладывала душу в каждое движение, а также жила жизнью своих героинь на сцене. Возможно, благодаря своему таланту и артистизму, она не нуждалась в бесконечных тренировках, чтобы оставаться в форме и продолжать танцевать до 65 лет, а на сцену выходила даже в 70 лет.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Российская газета
Майя Плисецкая была известна не только как отличная танцовщица, но и как талантливый хореограф и балетмейстер. Она поставила множество спектаклей на сцене Большого театра, исполняя многие главные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена покинуть главную балетную площадку страны из-за конфликта с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил ее вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.
Балеты
Майя Плисецкая, в качестве художественного руководителя, сотрудничала с другими хореографами и режиссерами, чтобы создать балеты, такие как «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка» и «Дама с собачкой». Она была руководителем Римского театра оперы и балета, а затем Испанского национального балета. Майя Плисецкая работала с Рудольфом Нуриевым, Роланом Пети, Михаилом Барышниковым и Морисом Бежаром.
Майя Плисецкая | Brainspace
Родион Щедрин, муж Майи Плисецкой, написал музыку для многих постановок, включая «Кармен-сюиту», «Гибель розы», «Прелюдию», «Безумную из Шайо», «Айседору», «Леду» и «Курозуку», специально для балерины.
Фильмы и книги
Майя Плисецкая, как и любой талантливый человек, не ограничивалась только балетом, хотя он был ее главным занятием. Она снялась во многих фильмах, включая драматические роли, экранизации балетных постановок и отдельные номера.
Майя Плисецкая в фильме «Анна Каренина» | Культура
Несколько документальных фильмов были созданы о жизни и судьбе балерины, а она сама написала и опубликовала серию мемуаров, в которых откровенно и объективно описала свою жизнь.
На всех фотографиях талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы она всегда казалась чуточку выше других. Такой же была и в реальной жизни, судьба не смогла сломить эту женщину, которая даже в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст не является помехой для таланта, и Майя с блеском доказала это. У нее множество наград, медалей, титулов и званий, включая зарубежные.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Российская газета
У знаменитой балерины есть много интересных высказываний, которые стали известными. В своих мемуарах она упоминала Пьера Кардена как лучшего дизайнера по ее мнению. Когда ее спрашивали, как она сохраняет свою прекрасную фигуру, она отвечала с юмором, что нужно просто есть меньше, а не придерживаться жестких диет.
Личная жизнь
Марис Лиепа был первым мужем Плисецкой, но их брак длился только три месяца. Второго мужа, Родиона Щедрина, Майя познакомилась на вечеринке у Лили Брик, которая была связана с Владимиром Маяковским.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Starnote
Через три года после знакомства они начали встречаться, а в 1958 году они поженились и прожили вместе более пятидесяти лет. У пары не было детей, потому что Майя осознанно отказалась от материнства, считая, что это негативно скажется на ее карьере балерины. Ее любовь к балету оказалась сильнее.
Смерть
Майя была выдающейся личностью, которая прожила долгую жизнь и оставила богатое наследие в истории русского балета. Ее талант был бесценен. Балерина умерла 2 мая 2015 года в одной из лучших клиник Мюнхена, в возрасте девяноста лет. Официальной причиной смерти был сердечный приступ.
Памятник Майе Плисецкой в Москве | RBC
В Москве открыли памятник Майе Плисецкой в прошлом году в день ее рождения. Рядом с парком, который назвали в ее честь, есть дом с памятной доской. Там же на стене нарисовано граффити, на котором изображена балерина в образе умирающего лебедя. Однако Майя Плисецкая не имеет могилы ни в Москве, ни в Мюнхене. Она завещала, чтобы ее прах был развеян вместе с прахом ее мужа над Россией.
Фильмография
- «Большой концерт»;
- «Анна Каренина»;
- «Чайковский»;
- «Зодиак»;
- «Фантазия»;
- «Лебединое озеро»;
- «Сказка о Коньке-Горбунке»;
- «Хованщина»;
- «Болеро»;
- «Айседора»;
- «Чайка»;
- «Дама с собачкой».