Все знаменитости
Майя Плисецкая биография, фото, дети Майи Плисецкой (рост вес)
1108
12
0
13 минут
Биография Майи Плисецкой
Майя Плисецкая оставила завещание о том, чтобы ее прах был развеян над территорией России. Она прожила долгую и насыщенную жизнь, став прима-балериной Большого театра СССР и известной во всем мире балериной. Ее имя стало символом эпохи и примером для подражания.
Семья и детство Майи Плисецкой
Майя Михайловна Плисецкая появилась на свет в Москве в большой еврейской семье. Через шесть лет родился ее брат Александр, который позже стал балетмейстером, а еще через шесть лет появился младший брат Азарий, который стал хореографом.У Майи Плисецкой было 11 родственников, которые имели отношение к балету и танцу. Ее мамин брат Асаф Мессерер был талантливым танцором и хорошим учителем.
Мама будущей знаменитой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (девичья фамилия) была известной личностью в киноэпоху немого кино. Она привлекала внимание как зрителей, так и режиссеров благодаря своей уникальной внешности: темные волосы и восточные черты лица позволяли ей часто играть роли узбекских женщин. Однако, из-за семьи, ей пришлось покинуть карьеру актрисы.Мама и брат Майи Плисецкой составляют ее семью. Отец Михаил Эммануилович занимался хозяйственными и дипломатическими делами. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Он также участвовал в производстве фильмов, где встретил свою будущую жену.
В 1932 году он был назначен руководителем угольных рудников на Шпицбергене, и всей его семье пришлось переехать. Он также выполнял обязанности генерального консула СССР.Майя Плисецкая в юности впервые выступила на сцене на острове Шпицберген. Она сыграла свою первую роль в опере "Русалка" Даргомыжского. С того момента она не могла сидеть на месте и мечтала о выступлениях на сцене. Она постоянно пела, танцевала и импровизировала, готовя себя к блестящему будущему. Когда семья вернулась в Москву, они решили отправить Майю в хореографическое училище. Ее отдали в класс Евгении Долинской, бывшей солистки Большого театра.
В мае 1937 года отец Майи был увезен чекистами и через год после ареста расстрелян по подозрению в шпионаже. Через несколько месяцев после этого арестовали его жену Рахиль, прямо в Большом театре, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер была приговорена к 8 годам тюрьмы как жена врага народа. Вместе с новорожденным ребенком (младшим сыном Азарием) ее поместили в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Благодаря стараниям близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. Только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.Майя Плисецкая, балерина, была удочерена своей тетей Суламифью, когда ей было 12 лет, а ее среднего брата Александра приютил их дядя Асаф. Тетя приняла Майю, чтобы она не попала в детский дом, но позже Майя Михайловна призналась, что тетка не была доброй к ней и требовала благодарности, часто унижая ее.
Начало карьеры Майи Плисецкой
Перед трагическим днем для СССР, Майя Плисецкая дала свое первое важное выступление в Большом театре. На следующий день после выпускного концерта хореографического училища, началась Великая Отечественная война. Однако, война повлияла на дальнейшую карьеру Майи Плисецкой. Семья была эвакуирована в Свердловск в сентябре 1941 года, где ей не удалось продолжать обучение и заниматься балетом.
Для завершения своего обучения 16-летняя девушка решила бежать в Москву, где даже во время войны продолжались занятия в Московском хореографическом училище. Она была зачислена снова, но на этот раз - сразу в выпускной класс на курс Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой. В 1943 году обучение было завершено, и Майю немедленно приняли в штат Большого театра.С самого начала своей карьеры на сцене Большого театра, Майя Плисецкая проявила свою индивидуальность, выразительность и динамику танца, а также особую страстность. Ее успех пришел быстро, особенно после ее выступления в балете "Шопениана", где она исполняла мазурку. Каждый ее прыжок вызывал нескончаемые аплодисменты. Ив Сен-Лоран также был ее поклонником.
Девушка была увлечена танцами, но не желала работать. Позже она осознала, что ежедневный труд балерины может быть интересным и творческим. Путь к успеху, как у Плисецкой, можно сравнить с подъемом по лестнице, постепенно поднимаясь к главным ролям. Например, в балете "Спящая красавица" она начинала с роли феи Сирени, затем феи Виолант, а затем уже стала Авророй. В "Дон Кихоте" она танцевала все женские партии и, наконец, получила роль Китри. В 1948 году она станцевала Жизель и после ухода Галины Улановой стала прима-балериной, получив сольные партии. Ее уникальный стиль танца, гибкость, пластичность и изящное движение рук признаны во всем мире. Она создала свой неповторимый стиль балета, что принесло ей мировую славу.
Не все было гладко в карьере танцовщицы. Она не могла ладить с главным хореографом Большого театра Юрием Григоровичем, и со временем это противостояние только усилилось.В 1969 году Галина Уланова и Майя Плисецкая проводили репетицию. В 1956 году труппа театра отправилась в Англию на гастроли, но Майя Плисецкая не смогла выехать из страны, так как ей не дали разрешение. Ее пытались обвинить в шпионаже, и она не могла покидать страну в течение пяти лет. Однако она успешно гастролировала по России и завоевывала любовь зрителей. В 1959 году ей было присвоено звание народной артистки СССР.
Кинокарьера Майи Плисецкой
В 1952 году Майя Плисецкая дебютировала в кино в фильме «Большой концерт» режиссера Веры Строевой. После этого она снялась в таких кинофильмах-балетах, как «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-Горбунке» и «Анна Каренина». Ее пригласили в фильм-оперу «Хованщина» в качестве артистки Большого театра. Майя Плисецкая также снялась в экранизациях балетов «Айседора», «Болеро», «Чайка» и «Дама с собачкой». В 1974 году она сыграла в теленомере «Ноктюрн» на музыку Фридриха Шопена из балета «В ночи» хореографа Джерома Роббинса вместе с солистом Большого театра Богатыревым. В 1968 году Майя Плисецкая сыграла Бетси в экранизации романа «Анна Каренина» Зархи. Она успешно справилась с работой на съемочной площадке, несмотря на различия в работе на театральной сцене и на экране. В некоторых фильмах у нее были даже роли с текстом, например, в балетах Бежара. Майя Плисецкая также снялась в роли Дезире в фильме «Чайковский» Таланкина и в роли музы Чюрлениса в картине «Зодиак», куда ее пригласил режиссер Вайткус.
В 1976 году был снят телефильм «Фантазия», основанный на повести Тургенева «Вешние воды», в котором актриса исполнила роль звезды балета. Ее игра в роли Полозовой была блестящей. Хореографические дуэты были поставлены балетмейстером Елизарьевым.Майа Плисецкая придерживается простой диеты - она ничего не ест. После того, как она снялась в художественных фильмах, начали снимать документальные о ее жизни. Телевизионщики заинтересовались ее карьерой, личной и творческой жизнью. Наиболее яркие документальные фильмы о Майе Михайловне - "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая" и "Майя Плисецкая". Ее творчеству также посвящены фильмы "Майя" режиссера Сакагуши для японского ТВ и "Майя Плисецкая" режиссера Делюш для французов. В фильме "Майя Плисецкая assoluta" она показана в танце, и там она неизменно делает "лебединые" движения рук, которые прославили ее на весь мир.Майя Плисецкая имела вес от 49 до 58 кг при росте 167 см. Она считает, что танцевать нужно всем телом, включая ноги, голову, корпус и руки. Балерина подчеркивает важность танцевать музыку, а не просто двигаться под нее. Ее творческий девиз заключается в том, чтобы не подражать никому и превращать движения в музыку. Майя Плисецкая всегда реагировала на соло музыкальных инструментов и подчеркивала акценты, используя движения бровей и взглядов. Несмотря на это, в ее танцах никогда не было набросков, которые можно было бы увидеть у ее предшественников. Балерина продолжала танцевальную карьеру до 65 лет.
Дальнейшая карьера Майи Плисецкой
Кроме выступлений на сцене, балерина также стала режиссером. В Большом театре она была балетмейстером для спектаклей Родиона Щедрина «Анна Каренина» (1972, вместе с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), где она также исполняла главные женские роли.Майя Плисецкая, балерина, и ее брат Азарий, имеют установленный стиль танца, который является общепринятым каноном. В 1983 году произошел неожиданный поворот в ее карьере, когда ей предложили стать худруком балета Римского театра оперы и балета. Она занимала эту должность в течение полутора лет, периодически приезжая в Рим. Майя поставила «Раймонду» для открытой сцены в Термах Каракаллы, представила свою «Айседору» и организовала «Федру».
В 1985 году Плисецкая получила звание Героя Социалистического труда. С 1988 по 1990 года она была директором Испанского национального балета в Мадриде. Она возродила балет «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля (балетмейстер - Александр Горский) и добавила в репертуар «Кармен-сюиту». В Испании она начала сотрудничать с Монсеррат Кабалье. По ее предложению Плисецкая исполнила оперу-балет Джакомо Пуччини «Вилиса». Также она танцевала «Умирающего лебедя» под аккомпанемент живого голоса оперной певицы.В 1988 году Майя Плисецкая исполняла главную роль в балете "Мария Стюарт", созданном художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро специально для нее, вместе со своим мужем Родионом Щедриным.
В начале 1990 года Плисецкая исполнила свой последний танец на сцене Большого театра в спектакле "Дама с собачкой". Балерина вынуждена была покинуть театр из-за несогласий с художественным руководителем, которые возникли еще в начале ее карьеры.
Но танцовщица не покинула сцену и продолжала участвовать в концертах и проводить мастер-классы. В 1990-х годах Плисецкая продолжила сотрудничество с известными хореографами мира, включая Ролана Пети из "Марсельского балета" и Мориса Бежара из "Балета XX века". В 1992 году она исполнила главную роль в премьере балета "Безумная из Шайо" на музыку Щедрина в театре "Эспас Пьер Карден". Кроме того, на свой 70-й день рождения она выступила на сцене, исполнив номер "Аве Майя", созданный для нее Морисом Бежаром.Майя Плисецкая не имела детей, она посвятила себя балету. Несмотря на свой почтенный возраст, она была активным общественным деятелем. В 1994 году она организовала международный конкурс балетных артистов под названием "Майя" и была председателем жюри. Через год она была избрана почетным президентом труппы "Имперский русский балет".
Личная жизнь Майи Плисецкой
Множество мужчин окружало Майю, звезду Большого театра. Она описывала свои отношения с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина была замужем дважды. Майя Плисецкая и Марис Лиепа были супругами. Марис Лиепа, как и Майя, был танцором и солистом театра. Они поженились в 1956 году, но через три месяца развелись.
Майя встретила своего второго мужа, Родиона Щедрина, в доме Лили Брик. На первый взгляд, балерина и композитор не проявляли особого интереса друг к другу. Щедрин был моложе Майи на семь лет. Только через три года после знакомства они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. Они поженились в 1958 году в осеннее время.Муж Майи Плисецкой, Родион Щедрин, помог ей продлить творческую жизнь на 25 лет. Плисецкая говорила о том, что он всегда поддерживал ее и защищал ее интересы перед советским правительством. Благодаря усилиям Щедрина, она получила возможность выезжать за границу.
Хотя семейная жизнь у пары была счастливой, они никогда не имели детей. Щедрин хотел, чтобы Майя родила ребенка и ушла со сцены, но она не решилась на это. Муж оправдывал ее, говоря, что балет требует хорошей физической формы, а после родов тело женщины изменяется. Он утверждал, что многие балерины теряли свою профессию из-за беременности.
Последние годы жизни Майи Плисецкой
В 1993 году Майя Плисецкая стала почетным профессором Московского государственного университета.
Через год после этого она опубликовала свою автобиографию под названием "Я, Майя Плисецкая". Следующая книга была выпущена только в 2007 году и была мемуарами, названными "Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах". Еще через три года она выпустила книгу под названием "Читая жизнь свою...".В 2000 году фонд "Общественное мнение" провел опрос и выбрал Майю Плисецкую человеком года в области науки, культуры и искусства, что свидетельствует о ее популярности среди населения. Это было отражено в иллюстрации к книге "Я, Майя Плисецкая".
С начала 90-х годов и до конца своей жизни прима и ее муж проживали в Мюнхене из-за проблем со здоровьем, которые требовали медицинской помощи, доступной только в Германии. В 1993 году они также получили гражданство Литвы.Мировую известность получила балерина Майя Плисецкая. Она сожалела о том, что редко бывала на родине в последнее время. Иногда она посещала балетные конкурсы и появлялась на юбилеях своих коллег.
Смерть Майи Плисецкой
Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене в возрасте 90 лет от сердечного приступа. Прощание с балериной прошло в Германии, а в соответствии с ее завещанием, после смерти Родиона Щедрина, их прах будет соединен и развеян над Россией. Смерть Майи Плисецкой стала большой потерей для всего мира. Изначально 20 ноября 2015 года в Большом Театре должен был состояться творческий вечер в честь юбилея звезды, но теперь в этот день будет организован вечер памяти великой балерины.
Награды Майи Плисецкой
Майя Плисецкая имеет множество различных наград. В 1959 году ей было присвоено звание народной артистки СССР. Она также является Заслуженной артисткой и Народной артисткой РСФСР. В 1985 году ей было присвоено звание Героя Социалистического труда.Майя Плисецкая продолжала заниматься балетом до конца своих дней. Она была удостоена многих наград, включая орден «За заслуги перед Отечеством», орден Искусств и литературы (Франция), орден Великого князя Литовского Гядиминаса, орден Ленина, орден Почётного легиона (Франция), Ленинскую премию, Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой», орден Восходящего солнца III степени (Япония) и орден Изабеллы Католички.