Все знаменитости
Константин Васильев - биография, картины, личная жизнь, причина смерти
641
14
0
8 минут
Константин Васильев: биография
Советский художник Константин Васильев стал известен после своей смерти благодаря своим произведениям. За свою короткую жизнь он оставил значительное наследие, которое высоко оценивают эксперты как в России, так и за ее пределами.
Художник Константин Васильев
Константин Алексеевич Васильев родился в Майкопе 3 сентября 1942 года. Его отец, Алексей Алексеевич, прошел через три войны: Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную, а в мирное время занимал высокие должности в промышленном секторе. Мать Клавдия Парменовна была моложе своего мужа на 20 лет и была родственницей известного художника Ивана Ивановича Шишкина. Биография автора охватывает 34 года его жизни.
В Майкопе жила молодая семья, которая столкнулась с трудностями военного времени. Алексей Алексеевич присоединился к партизанскому отряду, а его жена не успела покинуть город и оказалась в зоне немецкой оккупации, где через месяц родила мальчика. В семье было трое детей - сын и две дочери.
Константин Васильев в молодости
После окончания войны, семья переехала в поселок Васильево, который находился в 30 километрах от Казани. Местность очаровала молодого Костю своей красотой природы. В будущем, он запечатлел многие из местных видов в своих пейзажах, которые были превосходными. Кроме того, в окрестностях Васильево были настоящие жемчужины Татарии: Раифский Богородицкий монастырь, Волжско-Камский заповедник, остров-град Свияжск, Крестовоздвиженская церковь. После смерти художника, к достопримечательностям добавился дом-музей Васильева.
Отец, который был ответственным за переезд, был страстным охотником и рыбаком. Он полюбил эти места и решил, что это идеальное место для его семьи. Раньше здесь текла полноводная Волга, окруженная крутыми берегами и утром скрытая сизыми туманами. Одна из картины художника, "Над Волгой", была вдохновлена поэзией этого края до того, как было построено Куйбышевское водохранилище.
Картина Константина Васильева «Над Волгой»
С самого детства Костя не любил играть в шумные игры со своими сверстниками, он предпочитал спокойную рыбалку с отцом и изучение литературы и истории живописи с матерью. Он обнаружил свой талант к рисованию еще в раннем возрасте. Когда он был маленьким, он рисовал все, что видел вокруг себя, а позже он умело копировал шедевры других художников. Костя был очень восхищен творчеством Виктора Михайловича Васнецова. Он первым нарисовал "Богатырей" в мельчайших деталях цветными карандашами, а второй рисунок, который он нарисовал, был "Витязь на распутье".
Косте случайно предоставилась возможность покинуть Васильево для получения серьезного образования. В 1954 году в газете "Комсомольская правда" было опубликовано объявление о наборе учеников в столичную художественную школу-интернат, которая находилась в институте имени В. И. Сурикова. Хотя отборочный конкурс был огромным, мальчик сдал все экзамены на высшие баллы и получил место. В 12 лет он переехал в Москву.
Константин Васильев
В СССР было три учебных заведения с таким же типом и уровнем подготовки, как школа. Киев и Ленинград также имели интернаты. Московская художественная средняя школа (МСШХ) находилась в Лаврушинском переулке напротив Третьяковской галереи, которая использовалась в качестве учебной базы для студентов.
Молодой Васильев провел несколько часов в галерее «Третьяковка». Здесь он впервые увидел вживую «Богатырей», которые поразили его в детстве. Он изучал произведения искусства, собранные в залах, и искал форму для своего творческого самовыражения. В возрасте 15 лет он написал автопортрет, техника которого была не похожа на работу ученика, а на творчество зрелого автора.
Автопортрет Константина Васильева
Через 24 месяца Косте пришлось возвратиться в родной дом. По одной из версий, это произошло из-за смерти отца, а по другой - из-за увлечения абстракционизмом и сюрреализмом, которые были не в почете в СССР. Он закончил образование в 1961 году, получив диплом с отличием по специальности театрального декоратора в Казанском художественном училище в возрасте 19 лет. Его выпускная работа, которая была эскизами для оформления сцены к пьесе-сказке "Снегурочка" Александра Островского, не сохранилась.
Живопись
Творчество Васильева включает в себя работы разных жанров, таких как графика, этюды, иллюстрации, картины и даже росписи храмов. У автора есть широкий выбор инструментов. Наиболее известными являются его работы в стиле сказок, которые основаны на легендах, былинах и мифах. Однако, перед тем, как он нашел свой уникальный стиль, ему пришлось много лет искать.
Картина Константина Васильева «Струна»
В начале 60-х годов автор прибегнул к абстракционизму и сюрреализму. Он следовал художественному направлению Пикассо и Дали, но в итоге разочаровался в формальном поиске. Он сравнивал поверхностный сюрреализм с джазовой обработкой оперы. В результате написал несколько работ в указанной стилистике, таких как "Струна" и "Вознесение".
«Единственное, чем интересен сюрреализм,- говорил Константин Алексеевич,- это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства».
Потом увлекся экспрессионизмом, где было много содержания, но понял, что форма не имеет глубины. В это время он написал "Квартет", "Грусть королевы", "Видение" и другие произведения. Он также работал в жанрах портрета и пейзажа. Он написал "Осень" и "Лесную готику", которые были полными красок и чувственности природы. В 60-х годах он создал серию портретов музыкальных гениев, начиная от Людвига ван Бетховена и заканчивая Дмитрием Шостаковичем.
Картины Константина Васильева «Лесная готика» и «Осень»
В конце десятилетия художник вернулся к реалистическому стилю живописи и начал интересоваться эпическими произведениями: скандинавскими сагами, славянскими былинами, а также изучал Старшую и Младшую Эдду. Он даже учил немецкий язык, чтобы читать оригинальные тексты Рихарда Вагнера. Васильева захватила реконструкция германской мифологии в "Кольце Нибелунга".
Для вдохновения при создании серии картин, я насвистывал партии из оперы. Однако, главным произведением стало полотно «Валькирия над сраженным воином» (или «Валькирия над сражённым Зигфридом»), которое было посвящено завершающей части эпической оперы «Гибель богов».
Картина Константина Васильева «Валькирия над сраженным воином»
Серия картин, созданных на основе русской культуры, обычаев и религиозных убеждений, включает в себя картины «Илья Муромец и голь кабацкая», «Авдотья Рязанка», «Сражение на Куликовской битве», иллюстрации к сказке «Садко» и другие произведения.
Начиная с 1969 года, Васильев придерживался символического реализма. Его первой работой в этом направлении стал мифологический «Северный орел». В то время он впервые подписал свою работу псевдонимом «Константин Великорус». Стоит отметить, что тема снега, зимы и суровых народов Севера была главной в его творчестве, аллегорией сильных характеров и настоящих людей: отважных и смелых. Его работы «Святовит», «Велес» и «Человек с филином» выполнены в той же стилистике, а названия были даны друзьями художника уже после его смерти.
Картины Константина Васильева «Человек с филином» и «Святовит»
В период с 1972 по 1975 годы художник создал несколько картин, посвященных событиям и героям Великой Отечественной войны, в жанре батальной живописи. Среди них были «Парад 41-го» и «Нашествие». Один из портретов, изображающий маршала Георгия Жукова, был выполнен в очень парадном стиле, что придал полководцу сходство с римским императором, что не соответствовало стандартам живописи того времени. Эта работа должна была стать первой в серии портретов, но оказалась единственной. Кроме того, художник создал еще две картины, «Тоска по Родине» и «Прощание славянки», которые также относятся к этому жанру.
Личная жизнь
Мало известно о личной жизни художника. Анатолий Доронин, основатель Музея славянской культуры Константина Васильева в Москве, описал романтические чувства живописца в книге «Руси волшебная палитра». В возрасте 17 лет художник влюбился в Людмилу Чугунову, создавал для нее картины и писал стихи, но их первая любовь была несчастной.
Портрет Константина Васильева
Художник был связан с выпускницей Казанской консерватории Еленой Асеевой, но его предложение руки и сердца было неудачным. Однако портрет девушки успешно экспонируется на выставках после ее смерти. В зрелом возрасте художник познакомился с Еленой Коваленко, но из-за болезненного опыта прошлых отношений он не смог развить роман во что-то серьезное.
Свидетельства современников говорят о том, что художник был чувствительным и нежным человеком. На фотографиях он выглядел задумчивым и немного грустным, как будто всегда находился в поиске вдохновения. Во время прогулок, по словам друга Геннадия Пронина, он предпочитал молчать и давал собеседнику возможность говорить больше.
Смерть
В 1976 году жизнь художника закончилась трагически. Вместе со своим другом Аркадием Поповым он ехал из города Зеленодольска в окрестности Казани, где проходила выставка местных художников. Официально причиной смерти был назван несчастный случай - молодых людей сбил скорый поезд. Их тела были найдены на железнодорожном пути.
Могила Константина Васильева
Однако близкие и друзья высказали мнение, что в рассказе имеются противоречия, например, как взрослые мужчины не заметили приближения поезда или почему они оказались на значительном расстоянии от Зеленодольска на станции "Лагерная", где произошла трагедия. Художник был похоронен в своем родном поселке Васильево.
Картины
- 1961 – «Шостакович»
- 1963 – «Струна»
- 1967 – «Лебеди»
- 1969 – «Северный орёл»
- 1969 – «Святовит»
- 1971 – «Валькирия над сраженным воином»
- 1973 – «У колодца»
- 1973 – «Лесная готика»
- 1974 – «Илья Муромец и голь кабацкая»
- 1976 – «Ожидание»
- 1976 – «Человек с филином»