Все знаменитости
Рихард Вагнер – биография, фото, личная жизнь, музыкальные произведения
651
15
0
8 минут
Рихард Вагнер: биография
Рихард Вагнер - личность, вызывающая разногласия. Его политические взгляды не соответствуют гуманистическим принципам, это даже мягко сказано. Его творчество, включая музыку и философские статьи, вдохновляло идеологов фашистской Германии, которые сделали Вагнера символом нации. Однако, его вклад в развитие музыки был велик.
Портрет Рихарда Вагнера
Своими новаторскими идеями он перевернул традиционное оперное искусство, добавив в него непрерывное драматическое действие и бесконечную мелодию. Его наследие до сих пор вдохновляет современных композиторов и продолжает жить в рок-музыке, тяжелом металле и литературе.
Детство и юность
22 мая 1813 года в городе Лейпциг, который тогда был частью Рейнского Союза, появился на свет Вильгельм Рихард Вагнер. Его мать Йоханна Розина родила девять детей. Отец Карл Фридрих Вагнер, который был полицейским писарем, умер от тифа 23 ноября 1813 года. С этого момента начались споры среди биографов композитора: некоторые считают, что отчимом Рихарда был Людвиг Гейер.
Рихард Вагнер в молодости
Через три месяца после смерти мужа, многодетная вдова вышла замуж за актера Гейера. Несмотря на это, умерший супруг оказал влияние на выбор карьеры пасынка, который стал музыкантом. Старшая сестра Йоханна Розалия сыграла важную роль в судьбе брата, поддерживая его желание стать музыкантом. Популярная актриса оказала ему поддержку.
До 13 лет Рихард учился в старейшей гуманитарной школе города - школе Святого Фомы. В возрасте 15 лет он осознал, что его знания в музыке недостаточны (хотя у него уже была страсть к ней), и начал изучать теорию музыки у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига с 1828 года. В 1831 году он продолжил свое обучение в университете Лейпцига.
Музыка
Как и многие знаменитости, Вагнеру часто приписывают чужие произведения. Например, в интернете упоминают "Реквием по мечте" в связи с его именем. На самом деле, саундтрек к фильму Даррена Аронофски "Реквием по мечте" был написан Клинтом Мэнселлом в 2000 году. Однако возможно, что Мэнселл был вдохновлен вагнеровской композицией "Путь в Вальхаллу" из оперы "Гибель богов".
Композитор Рихард Вагнер
Связывают имя классика с музыкой "Танго смерти", которая звучала во время уничтожения евреев в фашистских лагерях. Неизвестно, что играли лагерные оркестры, но маловероятно, что это были композиции Вагнера, так как его произведения требуют большого симфонического оркестра.
В XIX веке музыка Вагнера была настолько новаторской, что для постановки оперы "Кольцо Нибелунга" был построен Байройтский оперный театр по проекту композитора. Акустические эффекты зала были тщательно продуманы, например, оркестровая яма была закрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.
Вагнер создал 13 опер, из которых 8 стали классическими, а также несколько менее значимых музыкальных произведений, включая тексты к операм, и 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются продолжительностью, величественностью и эпическим характером.
Ранний период творчества композитора включает оперы «Феи», «Запрет любви» и «Риенци». Однако, первым зрелым произведением стал эпический рассказ о корабле-призраке под названием «Летучий голландец». В опере «Тангейзер» рассказывается грустная история любви между менестрелем и языческой богиней, а в опере «Лоэнгрин» рассказывается история о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. В этой опере уже проявляется гений композитора во всей красе.
"Тристан и Изольда" имеют самые длительные сцены в опере. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, а монолог раненого Тристана в третьем акте — 45 минут. Чтобы исполнить музыку Вагнера, оперным певцам пришлось пройти дополнительное обучение, что привело к возникновению новой оперной школы.
Композитор Рихард Вагнер
Вагнер написал историю о Кольце Власти за сто лет до Толкина. Цикл «Кольцо Нибелунга» начинается с оперы «Золото Рейна». Вторая опера, «Валькирия», содержит знаковую сцену «Полёт валькирий», которая является фирменным знаком Вагнера. Опера «Зигфрид» является наиболее оптимистичной в цикле, так как главный герой убивает дракона и находит любовь.
Опера "Гибель богов" заканчивает цикл, объединяя мотивы предыдущих опер. В ней звучит известный "Траурный марш на смерть Зигфрида", который был исполнен на похоронах автора.
Личная жизнь
Хотя Рихард был невысокого роста (166 см) и не красив, большую часть своей жизни он был беден, не имел титулов или званий, но всегда привлекал женщин. Множество романов с актрисами и поклонницами остались неизвестными, но три женщины навсегда остались в его биографии.
Рихард Вагнер и Минна Планер
Первая супруга Феликса Мендельсона была Минна Планер. Она была красивой артисткой, которая привлекла внимание двадцатилетнего дирижера. В ноябре 1836 года они поженились. Минна была старше Феликса на четыре года и была более опытной в жизненных вопросах. Семья переезжала из Кенигсберга в Ригу, затем в Петербург, Митаву и Париж. Минна быстро создала уютный дом и обеспечила мужу надежную поддержку для его творчества.
С возрастом ей становилось все сложнее. После провала революции в 1849 году Вагнеры бежали к Листу в Веймар, а затем в Швейцарию. В Цюрихе Рихард встретил новую музу - Матильду Везендонк. Она была двадцатилетней красавицей, а ее муж Отто был страстным поклонником музыки композитора. Богатый бизнесмен Везендонк организовывал концерты Вагнера и подарил ему "тихое убежище" - домик рядом со своей виллой.
Рихард Вагнер и Матильда Везендонк
В этом "убежище" записаны "Зигфрид" и "Тристан". Матильда была объектом этой страстной песни любви и оценила ее по достоинству. Муза композитора также создавала музыку и писала стихи и прозу. Потомкам остались письма Вагнера к Матильде, опубликованные после ее смерти. Неизвестно, были ли Рихард и его покровительница влюблены друг в друга, но большинство биографов так думают.
В 1864 году, когда Вагнер находился в периоде внезапного благополучия, он влюбился в Козиму фон Бюлов. Людвиг II, молодой король Баварии, который был влюблен в творчество Вагнера (и, возможно, в самого Рихарда, по мнению некоторых историков), пригласил его в блестящий Мюнхен и щедро финансировал вагнеровские проекты, а также расплатился с кредиторами.
Рихард Вагнер и его жена Козима
Вагнер предлагает Хансу фон Бюлову, который счастливо женат и имеет двух детей, присоединиться к оркестру в качестве дирижера. Козима, жена Ханса и незаконнорожденная дочь Ференца Листа, старого друга Вагнера, становится личным секретарем композитора и его музой и возлюбленной. Страсть, возникшая между Рихардом и Козимой, скоро становится известной обманутому мужу.
Король вызвал ревность придворного капельмейстера, а не Ханса, и это вызвало скандал. Ситуация стала еще хуже из-за того, что на Вагнера были потрачены огромные суммы денег из государственной казны, а в Баварии царила католическая мораль. Прелюбодеи были вынуждены уехать в Швейцарию с позором.
Король Баварский Людвиг II
В то время развод был очень сложным процессом, и только через семь лет чета фон Бюлов смогла его получить. За это время Козима родила троих детей от Рихарда - Изольду, Еву и Зигфрида (рождение мальчика совпало с премьерой оперы с таким же названием). Мина Вагнер умерла от сердечной болезни, а Людвиг внезапно изменил свое отношение к Вагнеру и попросил его вернуться на двор.
В 1870 году Козима и Рихард поженились. С того момента их жизнь заключается в посвящении своего таланта своему кумиру. Они вместе создают театр в Байройте и работают над первым спектаклем "Кольцо Нибелунга". Премьера состоялась в 1876 году с 13 по 17 августа и навсегда изменила представление европейцев об оперном искусстве.
Смерть
Под давлением медиков, Вагнер переехал в Венецию в 1882 году, где в 1883 году скончался от сердечного приступа. Его жена Козима, которая была рядом с ним до конца, взяла на себя ответственность за перевозку тела в Байройт и организацию похорон. Она также возглавила ежегодный фестиваль в Байройте, посвященный памяти ее мужа.
Могила Рихарда Вагнера
Помимо ежегодного Вагнеровского фестиваля, который стал культовым событием в мире музыки, есть еще один интересный памятник гению. Это Нойшванштайн - сказочный замок в горах Баварии, известный как "Лебединый замок", который был построен Людвигом II Баварским в честь его гениального друга. Внутреннее убранство замка отражает восхищение короля операми Вагнера.
Произведения
- 1834 – «Феи»
- 1836 – «Запрет любви»
- 1840 – «Риенци, последний из трибунов»
- 1840 – «Фауст» (увертюра)
- 1841 – «Летучий голландец»
- 1845 – «Тангейзер»
- 1848 – «Лоэнгрин»
- 1854-1874 — «Кольцо Нибелунга»
- 1859 – «Тристан и Изольда»
- 1868 – «Нюрнбернские мейстензингеры»
- 1882 – «Парсифаль»