Biografii.net
Все знаменитости

Теодор Жерико - биография, личная жизнь, картины, причина смерти

    641

    12

    0

    8 минут

Поделиться с друзьями

Теодор Жерико - биография, личная жизнь, картины, причина смерти i

Теодор Жерико: биография

Теодор Жерико, художник, прожил всего 33 года и только полтора десятилетия было отведено на творчество. Но за это время он сделал столько, сколько другие художники не могут сделать за 40 лет. Его смерть была большой потерей для искусства, так как он был основоположником революционного романтизма в живописи и отразил в своих картинах все страсти своего времени.

Детство и юность

В 1791 году в Руане родился Жан Луи Андре Теодор Жерико, чья семья была состоятельной буржуазной. Однако большую часть своей жизни он провел в Париже. Отец Жерико был членом нормандской знати и владел табачными плантациями на юге Франции, а мать была из уважаемой купеческой семьи. Она скончалась рано, и отец Жерико взял на себя воспитание сына. Жизнь будущего художника пришлась на период Великой Французской революции, но его родители не пострадали от бурных событий тех лет.

Портрет Теодора ЖерикоПортрет Теодора Жерико

Теодор, как сын знатной семьи, должен был получить хорошее образование и пройти военную службу. Он учился в школе-интернате и закончил Императорский лицей. Мальчик часто общался со своим дядей Жан-Батистом Каруэлем, который коллекционировал картины голландских и фламандских художников. Дядя часто брал Теодора в музей и поощрял его интерес к живописи. Он оказал большое влияние на формирование вкусов и предпочтений художника - на протяжении всей своей карьеры Жерико считал работы фламандских художников эталонными и предпочитал батальный жанр.

Живопись

Во Франции в те времена был популярен стиль ампир, но Теодор не любил его тяжеловесные черты. В 1808 году он начал учиться у Карла Верне, который был известен как мастер батальных сцен, и под его руководством создал первые работы на военную тему. В начальном периоде его творчества было много набросков и эскизов с изображением битв и лошадей, которых он любил.

Бюст Теодора ЖерикоБюст Теодора Жерико

Молодой Теодор подружился с Орасом, сыном Верне. Вместе с учителем и другом он посещал Лувр, цирк Франкони, конные заводы и манежи. Он провел два года в мастерской Карла Жерико, а затем перешел к Пьеру Герену, одному из основателей романтического направления в искусстве, чтобы продолжить обучение.

Хотя тот не уделял много внимания образованию своих подопечных, именно там Жерико окончательно сформировал свой стиль письма. Он поддерживал связь с Гереном и в последующие годы, часто приглашал его в гости, чтобы показать свои работы. Кроме того, в доме тот познакомился с Эженом Делакруа, который стал его близким другом и советчиком.

Картина Теодора Жерико «Потоп»Картина Теодора Жерико «Потоп»

Вскоре Теодор ощутил готовность к творчеству в одиночку. Существует 50 этюдов обнаженной натуры, сохранившихся с 1811-1812 годов, в которых проявился стиль мастера - неожиданная игра света и тени, драматизм и напряжение, энергичный стиль письма.

В 1812 году Жерико представил общественности свою картину «Портрет лейтенанта М. Д.» («Портрет Дьедонне»), которая позже была переименована в «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». На ней изображен воин, находящийся в центре битвы: его белый конь стоит на задних ногах, а сам персонаж смотрит назад, держа в руке обнаженную саблю. Художник потратил на создание этой картины много времени и усилий, о чем свидетельствуют 20 сохранившихся эскизов, которые являются лишь малой частью его творческих попыток.

Картина Теодора Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»Картина Теодора Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»

После успеха своего батального полотна «Офицер...», Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде. Он начал создавать серию картин, но его интересовали не только красочные парады и битвы, но и передача духа времени через изображения офицеров и солдат. Жерико работал над этими картинами без официальных заказов, поэтому он чувствовал себя свободно и мог вложить в них свое видение. Хотя очевидно, что они были написаны по конкретным людям, Теодор постарался избежать упора на индивидуальность, стремясь передать лишь общие черты.

В 1814 году в салоне были представлены новые произведения, которые напоминали об уходящей эпохе после поражения Наполеона. На выставке, где авторы выбрали нейтральные темы, серия работ Жерико не выглядела особенно привлекательно. Его дебютная работа не повторила успеха, и искусствоведы либо проигнорировали его труды, либо высказались о них негативно. Самая известная работа серии, "Раненый кирасир, покидающий поле боя", была критикована за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность.

Картина Теодора Жерико «Раненый кирасир, покидающий поле боя»Картина Теодора Жерико «Раненый кирасир, покидающий поле боя»

После неудачи в творчестве, молодой художник решил изменить свою жизнь необычным способом. Никто не может объяснить, что его вдохновило на такой поступок. Теодор, который раньше не хотел служить в армии, внезапно поступил в мушкетерскую роту. Он сопровождал Людовика XVIII до границы во время Ста дней, а затем сам переехал в Нормандию, где скрывался под видом крестьянина. Там он оставался до середины 1815 года и затем вернулся к творчеству, используя свой опыт в новых картинах.

Жерико, как и многие художники того времени, мечтал о посещении Италии, которая считалась родиной живописных традиций. Но у него не было денег на поездку. Вскоре у него появилась возможность заработать, нарисовав стены дома в Вилле-Котре. Он поехал в Италию в спешке и смущении из-за проблем в личной жизни.

Картина Теодора Жерико «Плот «Медузы»Картина Теодора Жерико «Плот «Медузы»

Художник провел год в другой стране, который он описал как "грустный и несчастный". С творческой точки зрения, это время было продуктивным: Жерико посетил достопримечательности, написал несколько пейзажей, зарисовал знаменитые фрески в Санта Мария Новелла и завел новых друзей и полезные знакомства. Однако, он все еще жаждал чего-то эпического и масштабного, что так и оставалось неудовлетворенным.

Теодор из Италии привез идею картины "Плот Медузы", которая была посвящена трагическому эпизоду в истории французского флота - гибели фрегата у Канарских островов. Художник подошел к созданию своего шедевра очень серьезно: он собрал свидетельства, нашел и расспросил очевидцев, прочитал книгу о событии. В это время он часто посещал набережные, чтобы написать этюды неба и моря, а также больничные морги, чтобы лучше изобразить на картине мертвые головы. Он даже создал у себя в ателье что-то вроде анатомического театра.

Картина Теодора Жерико «Скачки в Эпсоме»Картина Теодора Жерико «Скачки в Эпсоме»

Мнения публики и критиков по поводу картины "Плот Медузы" были противоречивыми. С одной стороны, она была признана гениальным произведением, которое точно передало драматизм ситуации. С другой стороны, некоторые искусствоведы отметили неестественность поз, излишнюю патетику и холодность красок на полотне.

В 1821 году художник посетил Англию и остановился в доме Адама Элмора, который занимался торговлей лошадей. Под его влиянием, Жерико вернулся к своей любимой теме и создал картину "Скачки в Эпсоме", на которой изображены четыре наездника на фоне зеленого бегового поля и мрачных грозовых облаков. Это была одна из немногих полноценных картин художника в то время, когда он предпочитал гравюры и акварели.

Картина Теодора Жерико «Сумасшедшая старуха»Картина Теодора Жерико «Сумасшедшая старуха»

В последние годы художник создал несколько портретов, которые ярко выражают его угнетенное состояние: "Безумный, который считает себя генералом", "Сумасшедшая старуха". Эти произведения считаются высшим достижением французской живописи XIX века, но помимо мастерства исполнения, они впечатляют зрителя своей драматичностью и отчаянием.

Личная жизнь

Мало известно о романтических отношениях художника. Он так и не вступил в брак, и у него был только незаконнорожденный сын, рожденный в результате короткой связи с женой дяди, Александриной Модест Карюэль. Эта связь не принесла Жерико счастья, а только вызвала у него чувство глубокого стыда и раскаяния.

Вероятный портрет Александрины Модест КарюэльВероятный портрет Александрины Модест Карюэль

Новорожденного ребенка пришлось отправить в приют, мать спешно покинула Париж, а художник в знак скорби выбрил голову и закрылся в мастерской. Когда Теодор получил возможность уехать в Италию, он отправился туда в поисках умиротворения, но свою личную трагедию переживал до конца своих дней.

Смерть

Художнику было только 33 года, но его физическое состояние быстро ухудшалось. Кроме болезней, его состояние ухудшили травмы, полученные во время верховых прогулок.

Могила Теодора ЖерикоМогила Теодора Жерико

Причина смерти Жерико неизвестна, но по одной из версий, он умер после очередного падения с лошади, получив сильный удар в висок. Мастер скончался в Париже 26 января 1824 года. Его работы находятся в музеях Лувра и Руана, а также есть несколько картин в собрании Эрмитажа.

Картины

  • 1812 – «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»
  • 1817 – «Бег свободных лошадей в Риме»
  • 1817 – «Конный рынок»
  • 1817 – «Рабы, останавливающие лошадь»
  • 1817 – «Укрощение быков»
  • 1814 – «Раненый кирасир, покидающий поле боя»
  • 1818 – «Отрубленные головы»
  • 1818-1819 – «Плот «Медузы»
  • 1819 – «Жертва крушения»
  • 1819-1822 – «Портрет клептомана»
  • 1820 – «Кораблекрушение»
  • 1821 – «Конь во время грозы»
  • 1821 – «Скачки в Эпсоме»
  • 1822-1823 – «Печь для обжига извести»
  • 1823 – «Две почтовые лошади»

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Комментарии

0